Академия. Управление камерой. Неделя 3 и неделя 4
В третьей лекции курса подробно рассматривается понятие глубины резкости изображения, в четвертой затронута философская тема о времени и фотографии. Я решила объединить эти две лекции, поскольку в них совсем немного теоретического материала и много практики, которую, понятное дело, не законспектируешь :-)
Глубина резкости
Глубина резкости - это размер области изображения, которая находится в резком фокусе. Резкий фокус подразумевает четкие линии и края, отсутствие размытости (блюра).
В России часто встречается аббревиатура ГРИП - глубина резко изображаемого пространства.
Глубина резкости определяется несколькими факторами: диафрагма, фокусное расстояние (и матрица) и расстояние до объекта.
Глубина резкости и диафрагма
Чем больше линзы закрыты, тем выше число f-stop, тем больше область резкого фокуса.
Диафрагма прикрыта (f/22) — область резкости большая
Чем шире открыта апертура, тем меньше значение f-stop, тем меньше область резкой фокусировки.
Диафрагма широко открыта (f/2,8)— фокус на одном цветке, края размыты
Глубина резкости и фокусное расстояние
Из предыдущих лекций об объективах (часть 1, часть 2) понятна связь между размером матрицы и «нормальным» фокусным расстоянием камеры, не буду повторяться.
Если отталкиваться от значений полнокадровой матрицы, то «нормальное» фокусное расстояние равно 50 мм.
Объективы менее 50 мм — широкоугольные и сверхширокоугольные («рыбий глаз») - имеют относительно большую глубину резкости.
Объективы более 50 мм — телеобъективы — имеют относительно меньшую глубину резкости.
f/16, 1/100 сек
Чем меньше фокусное расстояние, тем больше глубина резкости и чем больше фокусное расстояние, тем меньше глубина резкости.
Глубина резкости и расстояние до объекта
Расстояние от камеры до объекта также влияет на глубину резкости.
Чем ближе объект к объективу камеры, тем меньше глубина резкости, тем уже область резкого фокуса.
Объект находится рядом с камерой - глубина резкости небольшая
Чем дальше объект от объектива камеры, тем больше глубина резкости, тем больше область резкого фокуса.
Объекты довольно далеко - глубина резкости простирается от переднего плана до фона изображения
Время и фотографии
Взаимосвязь времени и фотографии довольна глубока и многогранна.
Фотограф управляет многими параметрами: размером диафрагмы, светочувствительностью, перспективой, глубиной резкости, фокусным расстоянием, расстоянием до объекта и многими другими. Все эти параметры помогают передать реальность на фотографии.
В том числе, фотограф управляет временем в течение съемки, контролируя выдержку (скорость затвора).
Контроль скорости затвора помогает фотографу показать моменты, которые происходят слишком быстро для невооруженного глаза (например, летящая пуля или падающие капли).
Также контроль скорости затвора помогает показать что-то, что происходит слишком медленно, чтобы быть пойманным невооруженным глазом (например, 15-минутная выдержка для фотографии кругового движения на автотрассе).
Длительная выдержка играет решающую роль в космической фотографии.
Все те же технические средства выразительности могут помочь фотографу не только запечатлеть актуальную реальность, но также могут помочь передать что-то вымышленное, метафорическое, сюрреалистичное.
Длинная выдержка, панорамирование, обилие света и любые другие эксперименты для получения интересных фотографий.
Второе прочтение времени в фотографии предполагает, что, благодаря снимкам, фиксируется настоящий момент. Фотограф получает возможность «остановить» время. Именно поэтому существуют фотографии, имеющие историческую ценность.
Интересный проект, показывающий отношения времени и фотографии в таком аспекте: четыре сестры делали по одной совместной фотографии в год, в течение 40 лет.
И третий аспект отношений времени и фотографии — это опыт фотографа. С течением времени, вкусы, взгляды фотографа могут измениться. Накапливается опыт. Под влиянием времени изменяется и сам фотограф.
Кроме того, время не стоит на месте, появляются новые форматы фотографий.
Большой популярностью пользуются в нынешнем цифровом мире видеоматериалы, потому появился промежуточный вариант — живые фотографии (технология apple). Неподвижное изображение помещается между двумя полусекундными видеоклипами — получается «оживление» изображения.
Технология смартфонов Samsung предлагает создавать трехмерные фотографии.
Также существуют коллажи, диптихи, триптихи и другие современные способы обработки фотографий.
Получается вот такая диалектика: фотограф управляет временем, а время управляет фотографом.
Личное мнение
Глубина резкости — это то понятие, которое не всегда дается начинающим фотографам с первого раза. Но благодаря последовательному разбору технических аспектов фотографии в предыдущих лекциях, все стало очевидным и понятным.
Я не задумывалась ранее на тему отношений фотографии и времени, и потому это стало интересной темой для размышления и для домашней дискуссии.
В целом, второй курс показался мне более легким, нежели первый, но зато в нем было больше практики и очень интересные примеры, побуждающие схватить камеру и создать что-то аналогичное.
Конспект подготовлен для Академии Голоса @academy
Все изображения взяты из курса
Курс на Coursera
Неделя 1. Экспозиция
Неделя 2. Объективы - часть 1
Неделя 2. Объективы - часть 2