Общение с духами
Среди реликвии доколумбовой эпохи, обнаруженных как археологами, так и грабителями могил, встречается немало любопытных вещиц. Многие из нах с большим изяществом выполнены из золота. Благодаря современным этнографическим изысканиям, в частности изучению деятельности шаманов, свидетельствам испанских летописцев времени покорения индейцев ( некоторые из этих свидетельств полны предубеждений, другие – искреннего интереса) и отчетам археологов удалось пролить свет на значение этих вещиц. Они несут в себе глубокую веру индейцев в то, что болезнь и смерть посылаются сверхъестественными силами. Практика шаманизма – попытка служить посредниками между видимым и невидимым миром, между людьми и многочисленными силами, влияющими на их жизнь.
Шаман пытался сохранять моральные и социальные нормы общины, исцелять от болезней, предсказывать будущее, отводить злое колдовство. Он определял, когда людям идти на охоту, ловить рыбу или сажать растения. Иногда мотивы шамана были иные: он мог, например, отправиться в мир духов, чтобы навлечь болезнь на своего врага. Но всегда он искал милости у своих сверхъестественных повелителей.
Часто шаман принимал позу усиленной сосредоточенности на своих внутренних ощущениях или на внешних наблюдениях. Он мог следить за мерцающим светом тлеющих угольков или вглядываться в цвета спектра горных кристаллов. Возможно, бдение шамана сопровождалось ритуальными песнопениями или ритмическим постукиванием по барабану, сделанному из бутылочной тыквы. В таких условиях, по словам одного современного шамана, «горизонт открывается, как дверь».