Приручившие солнце
Жаждущие золота искатели Эльдорадо слишком часто не замечали ювелирного мастерства индейцев. Когда немецкий художник Альбрехт Дюрер в 1520 г осматривал сокровища, присланные из Нового Света Гернаном Кортесом императору Священной Римской Империи Карлу V, его восхитила их красота и утонченность. Он писал: «За всю свою жизнь я не видел ничего, что так согревало бы мое сердце, как эти вещи».
Изделия, столь пленившие Дюрера, были созданы по старинным традициям ювелирного искусства, которые насчитывали более двух тысяч лет. Задолго до того, как испанские корабли вошли в воды Америки, индейские кузнецы и ювелиры овладели почти всеми приемами, знакомыми их собраться по ремеслу в Европе, включая литье по моделям, плакирование, металлизацию и инкрустацию. Начиная с X столетия до н. э. с культуры Чавин в Перуанских Андах и дальше к северу (Центральная Америка и земли за ее пределами) ювелиры научились сочетать мягкое ковкое золото с серебром, медью и платиной, создавая твердые сплавы. Они умели золотить, серебрить и подвергать металлы химической обработке с целью изменить их цвет и текстуру поверхности. С эстетической утонченностью, которая прекрасно сочеталась с техническим мастерством, они могли методом холодной ковки превращать золото в тончайшие лепестки, выдавливать из них сложные узоры и соединять их, создавая прекрасные формы.
Для индейцев доколумбовой эпохи золото было священным металлом. Заключавшим в себе созидательную энергию солнца. Превращаясь в прекрасные украшения, оно как бы переступало границы своего земного происхождения, становилось осязаемым выражением высокого общественного положения, политического могущества и божественной избранности.