Голос из замкнутого круга
Знаете, иногда я не понимаю почему некоторые современные фильмы вызывают у зрителей такое отторжение своей жестокостью.
Для кого-то открытием будет уровень насилия в триеровском фильме "Дом, который построил Джек" или "Паразитах" Пон Джун-Хо. Даже "Олдбой" с его знаменитой сценой с молотком вызовет у людей вздох некоторого ужаса, хотя ничего там особо-то и нет. Просто жестокость максимально близкая к реальности, а не гротескно-пафосная, вот и все.
И на волне этих мыслей я решил вспомнить фильм, вызвавший во мне максимальное смятение. Можно было бы назвать прошлогодний социальный триллер "Мы", но он не вызывал отвращение. Копнув чуть глубже, я дошёл аж до 2009-го года и там мне удалось найти искомое.
Долгое время Герн думал что фильм канадский и только недавно выяснил что это такое американское авторское кино на грани треша и угара. И того, и другого там полно, о чем мы писали очень давно, когда делали первую рецензию на эту ленту.
Так вот, о чем это я? Я думаю что каждому знакома концепция типичного зомби-хоррора. Гниющие, неразумные существа идут кушать народец - минимум драмы и эмоций, максимум красивых кадров с членением плоти. Рецепт до безобразия красивый и простой, отработанный Ромеро в каждой своей работе до автоматизма.
Однако сегодня мы говорим не о маэстро жанра, а о фильме Revenant. В отечественном переводе лента вышла как трешовый " Мертвеход", но перевести название ближе к сути, честно говоря, сложновато. О чем это кино?
Изначально вам подают все это действо как чистый хоррор (поверьте, похороны под марш Радецкого это необычно, а первые шокирующие сцены мы заботливо приложили к посту) с элементами военной драмы. Потом повествование скатывается в треш и местами вызывает недоумение от слишком большой фарсовости происходящего.
Самыми нелюбимыми кадрами Герна в этом плане стали сводки новостей в середине фильма, подающиеся в виде коллажа (серьёзно).
Но самая "мякотка" ленты остаётся в последней её трети. Нет, дичи и там хватает (использование одного очень интересного предмета для имитации голоса это что-то), собственно из-за этого Герн и думал что кино канадское. Просто потому что градус "адекватности" сюжета иногда схож с ним же в одиозном боди-хорроре "Бивень". Хотя, выводят вас из происходящего на экране хаоса одной очень резкой, едва не выбивающей зубы, пощечиной.
Да и за попурри образов и общего звездеца повествования, на мой взгляд, скрывается очень серьёзный посыл.
И ради этого стоит вытерпеть почти два часа хронометража.
В итоге перед нами предстает крайне странная смесь необычных идей нанизанных на общий пацифизм конечного вывода, напрашивающегося из сюжета. Такая темная сказка о том, что воскрешение никогда не приводит ни к чему хорошему.
Тут, правда, невольно вспоминается другой фильм с воскресшим и вполне здравомыслящим мертвецом - Warm Bodies (в прокате - "Тепло наших тел"). Да, посыл у них, как и жанр, разный. Однако тут мне в голову приходит где-то услышанная фраза о том, что мировые сказки перестали быть жуткими и поучительными просто из-за изменения морали. Так-то сюжеты остались такими же, хоть и более стерильными.
Здесь мы видим примерно ту же ситуацию - изложение одного и того же мифа. Только если в "Телах" вам покажут романтичную комедию о всепобеждающей любви (держащейся на сюжетной броне героев, блестках и единорожьей магии), то в "Мертвеходе" говорят о том, что возвращение в мир обыденного для побывавших за гранью это боль. Сплошное нисхождение вниз по спирали, остановить которое не в силах даже любовь.
Кстати она спойлеры в едва ли не кульминационной по смыслу сцене наоборот наглядно доказывает что бывает в подобных ситуациях катастрофична. Да и приводит к лишь к ускорению процесса спуска вниз. Такие дела.
И, прежде чем совсем уж подводить итог, вспомним еще об одной вещи. В "Телах" многие ситуации обыгрываются через музыку (которую вы будете помнить дольше чем сам сюжет). В "Мертвеходе" же таких композиций почти нет, но те, что имеются намертво врезаются в память. Что в уже упомянутой кульминационной сцене, что в непосредственной концовке фильма (хотя они косвенно и связанны).
По факту какая-то неизвестная группа The Shaggies одним своим треком смогла сделать развязку ленты очень многозначной. Даже на альбоме с саундтреком песня фактически смикширована так, чтобы отвечать на нужный вопрос, ведь интерлюдией к ней идет вырезка диалога:
-So, what`s it like dying and then coming back?
-I guess it exactly rules
Что максимально контрастирует не только с сюжетом, но и с текстом песни (в которой отражается не только ужас происходящего в посмертии, но и желание вернуть прошлое назад) :
"and now you see how it's gonna be
and it's gonna be your nightmare
and now you see how it's gonna be
and it ain't no f**kin' picnic down here
Всё это, вместе с заключительными кадрами, складывается в максимально страшное повествование с кровью, жестокостью и каким-то действительно глубоким смыслом, вычерченным простейшими способами и образами на экране. И это по-настоящему впечатляет при всей своей кустарности.
На мой взгляд у авторов вышло переосмыслить и придать идее возвращения к жизни мертвеца нечто новое - потому что главный герой тут едва ли не самый сочувствующий и страдающий персонаж. А не тупое зубастое мясо с целью получше покушать и заразить максимальное количество живых. Короче зрелище на любителя, но интересное. Такие дела.
А приведенный выше кусок текста, внезапно, подходит куда к большему количеству ситуаций из обыденной, не придуманной сценаристами, человеческой жизни.
На этом, я думаю, нам стоит спрятаться где-то в тишине темноты.
Ваш вечно живой мертвец,
Герн