Адаптации зарубежных сериалов обычно хотят "улучшить". Испортить, короче.
В ФОКУСЕ РЕЖИССЕР, СЦЕНАРИСТ, ПРОДЮСЕР АЛИНА КРУПНОВА
Наши киношники любят пожаловаться на отсутствие хорошего материала. в чем по-вашему проблема? вы тоже видите сценарный кризис?
Это скорее киношный кризис, а не отдельно сценарный. Я читаю много симпатичных вполне достойных историй. Только почему-то кино или сериал по ним потом получается так себе. Сценарий - это всего лишь повод собраться и начать снимать. Тут надо работать всем вместе. Придумать кино, это в первую очередь задача режиссера. Предполагается, что режиссеры - люди со вкусом, что они понимают про характеры, про время, про заданный жанр, детально представляют себе мир, который хотят создать на экране. Такие есть, но их единицы. Соглашусь, яркий и необычный сценарий найти сложно, но еще сложнее собрать команду, которая его не испортит. Ведь как бывает «читал сценарий – бомба, смотрел готовый материал – плакал». Спросите актеров.
Кстати, именно актеры особенно громко ругают тексты, которые им приходится произносить…
Знаю, диалоги - моя любимая тема. Тут тоже вина режиссера – не работал с текстом, ну или просто не знает, как разговаривают живые люди. Режиссер будет кивать на сценаристов и редакторов, это замкнутый круг. Актеров иногда очень жалко. Но им тоже никто не запрещает готовиться. Ты сядь почитай свои сцены, подумай, что исправить, помоги своему герою стать живым и адекватным. Но нет. Идут и играют, что им дали. Я знаю очень хороших актеров, для которых это своего рода спорт, они соревнуются друг с другом, кто убедительнее оживит на площадке «деревянный» сериальный диалог – «Вот я такой профи, что смогу произнести этот трэш и не буду выглядеть идиотом, а ты сможешь?» И ржут.
Ну это явно происходит не на вашей площадке, у вас с диалогами все в порядке. Сериал «девочки не сдаются» буквально растащили а цитаты
Я готова тратить на это время. Иногда надо править и дорабатывать ночами, придумывать шутки и речевые характеристики в последний момент – так у меня было на «Девочках», девочки не дадут соврать. А иногда важно не испортить то, что написали способные люди. Много лет назад мне досталась адаптация немецкого сериала «Doctor’s dairy», у нас он назывался «Дневник доктора Зайцевой». Оригинал был не затейливый, но смешной и очень точный. У меня сразу зажглась в голове красная лампочка – «можем испортить!» Я предложила не заказывать русскую версию сценария, а детально перевести с немецкого, каждую реплику, каждую шутку. Очень благодарна продюсерам канала СТС, что поверили и согласились. Это редкость. Адаптации зарубежных сериалов обычно хотят «улучшить», максимально приблизить к «нашей реальности». Испортить, короче.
Тем не менее, в последние годы виден очевидный сдвиг в качестве наших сериалов, вы его замечаете?
Я тоже его вижу. Но мне пока мало. Думаю, все только начинается. Поговорим лет через пять. Конечно, важно, что нам наконец дают дорогую-богатую картинку вроде тех же «Содержанок». Но только ленивый не заметил, что там нет истории. Смотрят исключительно ради магии красивых людей на экране. А вот сериал «Секта» с отличным сценарием и классными актерскими работами оказался снят так дешево и примитивно, что прошел незамеченным. Зритель уже не готов довольствоваться чем-то одним – только любимыми «звездами» или только крепким детективом. Так что, все хорошо. Продюсеры зашевелились, процесс идет. Не поверите, даже канал НТВ озадачился качеством.
Но на стриминоговых площадках процесс идет как-то бодрее…
Отсутствие цензуры. Возможность работать с любой тематикой и фактурой, не следовать базовым ценностям и не соответствовать моральному облику, позволять героям любить, кого они хотят, нарушать закон и не садится в тюрьму, курить и материться, кричать на детей, не верить в бога и обманывать государство. Все это все очень вдохновляет творцов. Платформы дают свободу в выборе материала. И еще там не так активно требуют «медийных лиц». Пытка «медийными лицами» моя вторая любимая тема после диалогов. Я часто слышала от продюсеров каналов - встань на Пушкинской и спроси прохожих, знают ли они актрису, которую ты хочешь на главную роль, если пять человек спросят «кто это?», забудь о ней. Но ситуация меняется и это круто.
А почему русские актеры никак не станут востребованы в Голливуде?
Там просто своих много, хороших и разных, на все случаи. Испанцев в Голливуде тоже ровно три – Бандерас, Бардем и Берналь, ну и Пенелопа Круз четвертая. Немцев с австрийцами не больше. Из Израиля вообще одна только Галь Гадот. А в Израиле очень хорошие актеры. Весь мир обожает их в израильских фильмах, но в Голливуд тоже не зовут. В Голливуде и так всего хватает.
Вы же занимаетесь еще и театром, да?
У меня была своя маленькая театральная компания, давно, мы выпустили несколько спектаклей, один прямо хороший. Но театр это большое хозяйство, потом еще прокат, билеты, гастроли. Не мое, не умею.
А выставка «русский театр в одном кадре», которая закрывала год театра и прошла с большим успехом, это разве не продолжение вашей работы в театральной сфере?
Не совсем. Тут я была художником. Помогала фотографу Вадиму Гортинскому создавать красоту. «Русский театр в одном кадре» это бесконечно длинная фото-панорама с кучей героев, главных лиц нашего театра, что-то вроде знаменитых фотографий «Весь Голливуд в одном кадре» Энн Лейбовиц, только современно и народу побольше. Мы отсняли кажется девяносто человек, от мэтров до самых молодых. Стало открытием, насколько в театральном мире отношения сложнее, чем в киношном. Для многих было принципиально, с кем они окажутся рядом в общем кадре. Почему позвали этого, а того не позвали? Вы знаете, что она уволилась из театра, что она тут у вас делает? Вы уверены, что этот человек вообще режиссер? Но наша команда показала чудеса дипломатии и психологии, всех уговорили, всех успокоили. И еще я теперь знаю, кого в театральном мире любят, а кого не очень. Даже знаю, за что. Но вам не расскажу, извините.
Ну и зря. Было бы любопытно. Поехали дальше - вы долгое время считались специалистом по рок-музыке, работали с разными группами, занимались саундтреками к фильмам. А вас же премия «Золотой овен» за лучший саундтрек есть.
Да, «Золотого овна» мы получили за музыку к фильму Бумер. Я сотрудничала с киностудией Пигмалион по части музыки, там как раз монтировали Бумер. Предложить Сережу Шнурова в качестве композитора было довольно смело. В 2001-ом его еще плохо знали, считали автором матерных куплетов, не более. Режиссер Петр Буслов поначалу отнесся к Шнурову скептически. Общались они напряженно. Генеральный продюсер уже просил меня начать подыскивать другого композитора, потому что «Буслова не сдвинуть, если уперся». Но Шнуров всегда умел грамотно себя вести, он не спорил, не старался понравиться, а просто приносил музыку - сначала рингтон для телефона героя, потом главную тему, потом песню «Мне бы в небо». И случилось полное попадание.
Вы, похоже, любите Шнура, вам нравится то, что он сейчас делает?
Мне нравилось с ним работать - умный, порядочный в делах и очень талантливый человек. Мы познакомились в 98-ом и после этого я лет пять ходила на концерты «Ленинграда», было классно. Что он делает сейчас, не знаю, но одевается по-прежнему хорошо, судя по инстаграмму.
А чем вы заняты непосредственно сейчас, что в планах?
Готовлю несколько проектов. Один самый любимый лежит давно, «дозревает», слишком сложный, съемки в Нью - Йорке. Хочу его делать с нашими актерами, но с американским режиссером. Хотя, как пойдет. Лишь бы состоялся.