«Аннигиляция». Обзор-1.
Золотой Шар уже не тот.
Суть обзора коротко: примерно 6 капель крови из 10, да и то, в основном за медведя. Интеллигентские вздохи о том, куда идёт современная кинофантастика.
Инопланетян (пришельцев) очень много и в кинематографе, и в литературе. И тем не менее, давайте попробуем разделить их на условные группы или жанры.
Пришельцы, которые нужны «для развлечения». Как правило, стремятся захватить, поработить, похитить, сожрать и выкачать всю нефть. Ну ещё иногда похитить блондинок. Примеров полно - Чужие, Хищник, День независимости, Битва за Лос-Анджелес, Морской бой. Иногда встречаются отдельные хищные Особи или Побудь в моей шкуре, или Факультет, и т.д., и т.п. Суть жанра блистательно раскрыта и спародирована в фильме «Марс атакует». Это чисто развлекательный жанр, поэтому и претензий на интеллектуальное содержание к нему нет.
Пришельцы как допущение, раскрывающее человеческую природу или психологию. «Инопланетянин/ E.T», «Контакт» с Д. Фостер, «Прибытие» с Э. Адамс. «Игра Эндера», лично на мой взгляд, тоже относится скорее сюда - хотя раскрывает нечеловеческую природу (а заодно умудряется развлекать и впечатлять).
Пришельцы как допущение, нужное для обоснования и выдвижения отдельной идеи. Иногда - очень крутой идеи («Ложная слепота» Уоттса, «Солярис» и «Фиаско» Лема). Сюда же относится особый поджанр - пришельцы как захватчики, но с блистательной социальной сатирой или иными «фишками» жанра. Началось всё с «Похитителей тел» Д. Финнея и «Кукловодов» Хайнлайна. И до сих пор не закончилось. («Кукушата Мидвича» (экранизация называется Проклятие деревни Мидвич), «Почти как люди» Саймака, «Они живут / They Live»).
И последняя маленькая подгруппа - пришельцы, которые ни для чего не нужны, а служат только для декораций. «Стар Трек», «Звёздные войны», «Скайлайн». Встречаются иногда у Саймака, у Пола Андерсона (писателя), реже у Хайнлайна.
«Аннигиляция» относится к четвёртой группе - ибо никакого Глубинного Смысла там не скрыто, и никаких особых откровений там не происходит.
И здесь наши взгляды в первую очередь обращаются к «Пикнику на обочине» - уже хотя бы потому, что и фильм, и книга не просто напоминают оригинал, а скорее фанфик под веществами.
«Пикник на обочине» - великолепный шедевр отечественной фантастики. Есть и идея, и «спецэффекты», и раскрытие человеческой природы. Идея: это на самом деле был никакой не Контакт, а Пикник. А мы, человечество - мошки и букашки на обочине. Раскрытие человеческой природы - в прекрасном финале. До чего может додуматься Рэд Шухарт, бывалый и битый сталкер с задубелой шкурой, давным-давно выдрессировавший свои эмоции? «Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдёт обиженный». А что, вполне себе неплохой пик эмоционального накала.
До чего может додуматься режиссёр «Аннигиляции»? Ну, это выглядит примерно так. «Из Машины»: о, вау, искусственный разум, надо с ним замутить. «Аннигиляция»: о, вау, внеземной разум. Замутить с ним не получится? Не, не получится, опасно, да и природа не та. Тогда надо его... того...
Если Гарленд ставил задачей показать жуткий и отталкивающий мир Зоны (Мерцания) плюс довольно неплохой визуал - это ему удалось. Но никаких оглушительных идей и ослепительных откровений в фильме нет, и не надо искать их за завесой спецэффектов.
Но на первый раз интеллигентских откровений хватит. Продолжим во втором посте.