«Jenny Marx. La Femme du Diable». Часть 1-ая
Должен признаться многоуважаемой публике, что приступал я к просмотру означенной фильмы с, в какой-то степени, завышенными ожиданиями. Причиной тому, наверное, было то, что аккурат за три недели до этого я посмотрел наисвежайшее творение о жизни супруга госпожи Маркс от сборной европейской команды, всю глубину падения которого ниже плинтуса может превзойти действительно нетривиальный человек. Не умерило моего энтузиазма и явно маркетинговое название картины – «Жена дьявола». Кто-то наверняка ткнёт перстом в то место в эпикризе синопсисе фильма, где говорится, что-де Карла Маркса многие политические и идейные противники называли за глаза дьяволом. Но, простите, в таком случае следует этого вашего Diable писать по всем правилам языка – в кавычках. Более того, сколько я не читал о Марксе (а без похвальбы скажу – немало), нигде не встречал упоминания о таком эпитете применительно к классику марксизма.
Во-первых, перед нами – костюмированная драма, и это хорошо. Период с 30-х по 80-е годы XIX столетия – это и близко не эпоха барокко: тут нет нужды создавать богатые и красивые наряды, надевать их на толпы актёров, вообще привлекать огромные массовки. Короче говоря, такое можно испортить, только имея дар особого рода. В этом смысле режиссёр фильма – полная бездарь: у него всё получилось простенько и со вкусом, особенно если учесть, что главные герои фильма – это эмигранты, живущие в состоянии, близком к нищете.
Во-вторых, данный фильм – это то, чего ранее никто из киношников не делал, т.е. фильм не о Марксе, не о Марксе и Энгельсе и даже не о зарождении коммунистической идеи. Это фильм о тяжкой бабьей доле – о женщине, которая по воле случая оказалась супругой такого известного человека, как Карл Маркс. И это несомненный плюс картины. Правда, заявив киноленту в таком качестве, режиссёр Мишель Вин и его команда ничем не смогли подкрепить свои слова. Главным героем фильма по факту оказывается Карл Маркс, а многие важные события в жизни его супруги, о которых можно и нужно было рассказать, оказались за кадром. Так, фильм начинается со сцены бала в доме Иоганна Людвига фон Вестфален, отца Женни, в 1836-ом году. Барышня 22 лет от роду пляшет с кавалерами, мило улыбается гостям и даже участвует в мужских разговорах о политике, но у неё уже есть жених - юный студентик Карл Маркс. А ведь можно было заглянуть поглубже в историю - начать с событий 1831 года, когда ещё 17-летняя Женни, будучи обручена с неким прусским лейтенантом Карлом фон Панневицем (кстати, вопрос к уважаемой публике: как можно интерпретировать прусский военный чин 1830-х годов «der Sekondeleutnant»? Второй лейтенант? Младший лейтенант? Лейтенант?), расторгла помолвку. Кто-то скажет «Копание в грязном белье!» – отнюдь: XIX-ый век – не самое лучшее время для женщины, даже если она и родилась в состоятельном и даже знатном семействе. Сперва ты вся во власти отца (хорошо, ежели он – прогрессист, как Людвиг фон Вестфален, а ежели тиран, как у всех?), затем тебя, как скаковую лошадь передают из рук в руки дражайшему супругу, причём ты сама и сбруей своей распоряжаться не можешь, потом ты стоишь изо дня в день в стойле, когда твой муженёк, аки мотылёк, порхает по полям – от цветка к цветку. Т.е. юная фройляйн Женни по факту совершает нечто, из ряда вон выходящее. Подвиг!! Шкандаль!!! И это самое нечто если и удалось замять, то исключительно благодаря положению в обществе Трира её папеньки. В общем, была у режиссёра хорошая возможность рассказать об эпохе и женщине в ней, но он её успешно провалил, сняв очередной фильм о Карле Марксе и ребятах его единомышленниках.
В-третьих, то, как снят фильм. Знаете, мне всегда было непонятно, как можно изложить биографию известного человека в жёстко ограниченных хронологических рамках. Вот, скажем, есть жизнь Женни Маркс – женщины, с одной стороны, умной и начитанной, т.е. a priori с богатым внутренним миром, который, по уму, надо бы в кинокартине отразить, а с другой стороны, на протяжении своей, не такой уж и короткой жизни (67 годков!) повидавшей массу преинтереснейших людей, каждый из которых – личность, вытесанная из цельного куска гранита (один муж чего стоит!), и пережившей огромное количество интересных событий (взять хотя бы ту же «Весну народов»), т.е. с не менее богатым внешним окружением, которое тоже грех не показать. И на это, вот, всё выделены какие-то жалкие 93 минуты экранного времени! Что можно снять при таких условиях? Правильно – слайд-шоу, и оно, в конечном итоге, у Мишеля Вина и получилось. Понять, что происходит на экране вашего телевизора, без предварительной подготовки не удастся: какой-то калейдоскоп из неизвестных лиц и известных и не очень событий. Создаётся впечатление, что если некоторые сцены поменять местами, то разницы никто и не заметит.
В-четвёртых, все (или почти все) актёры, играющие в картине, – французы и этим всё сказано, но это Бог с ним. А вот то, что режиссёр – француз, создаёт фильму немалые проблемы, ибо, как известно, дай французу возможность снять кино, он обязательно снимет какую-нибудь «Эммануэль». Собственно, это мы и видим на примере «Jenny Marx. La Femme du Diable»: сперва – пока ещё незамужняя барышня Женни фон Вестфален, приехавшая в Бонн к своему жениху, чтобы отдаться ему, затем – Карл Маркс, в отсутствие супруги опрокидывающий служанку Хелену Демут на пол своей лондонской квартиры и там же (в смысле – одновременно, и в Лондоне, и на полу квартиры) сливающийся с ней, так сказать, в экстазе любви, а когда Ленхен вполне прогнозируемо забеременела, бегающий за ней по всему Лондону и молящий, чтобы она нашла уже себе любовника и объявила того отцом их с Марксом общего ребёнка, и, наконец, под занавес картины сцена на веранде дома уже изрядно обуржуазившегося эмигранта доктора Маркса, дописавшего таки свой opus magnum «Капитал» и уехавшего в Германию искать издателя, – любимые дочери под чашку английского чая с нездоровым смехом обсуждают любовные похождения своего папа, а его горячо любимая жена практически открытым текстом говорит пока ещё чужому человеку по имени Поль Лафарг, что ей, в общем-то, и неважно, в кровати с какой особой в данный конкретный момент находится её дражайший супруг, и не шибко прячась от посторонних глаз, она (госпожа Маркс, если вдруг кто-то не понял) практически вешается на шею оному Лафаргу, изображая как бы материнскую любовь (ага, я так и поверил). Друзья мои, я прекрасно понимаю, что Маркс был далеко не монахом, а мужиком из плоти и крови, но это не повод а) бездоказательно надевать на него одежды царя Соломона (а за одно с ним и евойную супружницу выставлять распоследней гулящей женщиной) и, самое главное, б) делать это, наплевав на реалии эпохи.