Разнообразие удовольствий: в чём смысл
Неприятие удовольствия как ценности, а тем более, как смысла жизни, часто основано на представлении, что это чувство и понятие ограничено и однообразно. И тогда воспринимается только, как физические удовольствия, притом самые простейшие. На этом ошибочном посыле и строится идея, что человек, стремящийся к удовольствию, подобен животному. Как следствие этого - отрицания человечности удовольствия - при его переживании возникает чувство вины или стыда и стремление к страдальческим переживаниям или жертвованию собой, чтобы компенсировать это чувство вины.
Мы с вами, как люди развитые и развивающиеся, можем испытывать очень разные удовольствия. И, более того, именно разнообразие и смена источников и форм удовольствий делает возможным их переживание. Ибо, как мы знаем, попытки получать их одним и тем же способом, приводят к истощению, пресыщению и ослаблению чувства, а затем – к скуке.
Вероятно, заложенный в процессе эволюции ограничитель на получения одного и того же удовольствия, толкающий нас находить и изобретать новые, как раз и способствует выживанию и развитию особи и личности. И этим мы с вами, а также высокоразвитые животные в естественных условиях отличаемся от пресловутых лабораторных мышей, нажимающих до истощения «кнопку удовольствия». Образно говоря, жизнь об этом уже позаботилась.
Условно удовольствия можно разделить на физические, эмоциональные и разумные («мозговые»). Среди тех же физических можно выделить: вкусовые (еда, напитки), тактильные (прикосновения, тепло-холод, секс, массаж), двигательные (физическая активность и покой, танцы, расслабленное лежание) … К ним можно добавить и обонятельные (запах тела или трав), и звуковые (музыка, щебет птиц), и визуальные (пейзаж, обнажённое тело, краски), но чаще удовольствие от них связано с нашим эмоциональным отношением к увиденному или услышанному (это влияет и на другие виды физических удовольствий).
Эмоциональные удовольствия связан с нашими чувствами (и в свою очередь снова порождают их), любовью, самоутверждением, снятием страха, сочувствием и сопереживанием. Разумные удовольствия вытекают из узнавания, понимания, учёбы, обмена знаниями – от деятельности нашего мозга.
Легко заметить, что многие удовольствия объединяют в себе все эти разные виды. Например, секс может быть и физическим (тактильным и двигательным), и эмоциональным (обмен чувствами, выражение любви, самоутверждение) и даже разумным (узнавание нового). А чтение мной написанного: сочетанием разумного (познание, обучение, обмен информацией) и эмоционального (самоутверждение через нахождение общего, симпатия к написавшему, радость узнавание или даже негодование при несогласии).
Удовольствия могут быть связаны как с реальностью, так и нашим воображением, мыслями о прошлом и будущем, и по-разному перемешивать всё это, меняя характер и направление переживания (трогаю человека, вспоминая, как нам было раньше приятно и предчувствуя это вновь).
Поэтому комбинация источников удовольствий может порождать волевые удовольствия (преодоление препятствий, исполнение долга, героизм, соревнование) и экстатические (духовные озарения, яркие образы, «особые» состояния, религиозный экстаз или оргазмические состояния).
То есть при многообразии источников и способов получения удовольствия они разнятся ещё интенсивностью и характером переживаний. Наиболее сильные удовольствия возникают на контрастах (напряжение – расслабление, громко - тихо), на смене интенсивности (быстрее-медленнее, слабее – сильнее), комбинации видов переживаний (слушать прекрасную музыку, удобно сидя в тепле с бокалом вкусного вина, и вести философскую беседу с видом на крыши старинного города, окрашенные закатом), а иногда и на границе или в сочетании со страданиями и болью (восхождение на заснеженную вершину, страстный скандал и обида, добровольный поход на войну). В последнем случае удовольствие носит мазохистский характер, и это расширяет возможности его получения или же сужает, если такой способ становится основным.
Таким образом, именно понимание их разнообразия и умение находить, менять и сочетать удовольствия в нашей жизни и делает нас людьми развитыми и - в отличие от животных, у которых этот процесс чаще всего случаен и более зависит от внешних условий - личностями творческими, ибо мы не полагаемся только на милость природы, а создаём свою жизнь, исходя из её возможностей, сами. Гедонизм как понимание и принятие, что удовольствие – смысл нашей жизни, как раз и является признаком нашей осознанной человечности