Из истории верхотурского казачества. Государственное обеспечение и занятия служилых людей. Часть 2
В октябре 1609 года от царя Василия Шуйского воеводе Степану Годунову послана грамота о выдаче жалованья служивым людям из верхотурских доходов: «...и вы б из тех денег дали нашим верхотурским служивым всяким людем в наше жалованье... не от велика, почем доведетца».
Из грамоты видно, что из- за событий Смутного времени Москва не в состоянии была посылать денежные средства, да и на месте просит выдавать «не от велика, почем доведетца», то есть «не до жиру...».
Однако и на Верхотурье с деньгами были сложности. Москва раздавала обещания и просьбы потерпеть: «...и вы б верхотурским служивым всяким людем сказали наше жалованье, что мы их пожаловали, велели к ним наше хлебное жалованье с городов по-прежнему нашему указу в нынешнем... году денежное жалованье на прошлой... и на нынешней... год хлеб и деньги пришлем к ним в Сибирь вскоре, и они бы ныне потерпели, и на наше жалованье были надежны. Однолично к ним наше хлебное жалованье и деньги пришлем вскоре, и всякие их нужи исполним».
Под денежное жалованье выдавали сукно и меха. Так в грамоте от 17 марта 1610 года говорится следующее: «А за денежное жалование пожаловалися есмя верхотурских служивых людей... к верохотурской и к московской даче велели дати на прошлой... год мяхкою рухлядью, которая зберетца с верхотурских ясачных вогулич в нынешнем... году, по сибирской цене собольими с меньших и с середних статей ценою до осмидесят рублев, и с белкою казымскою, и пупками, и шубами собольими, и с пупчатыми и беличьими, и лисицами красными и всякою мелкою мяхкою рухлядью» .
Подобная практика продолжалась почти до конца XVII века. Так в марте 1678 года верхотурскому воеводе Ивану Пушкину была отправлена из Москвы царская грамота о жалованье служилым людям. В грамоте содержатся два весьма показательных момента: во-первых, вместо «живых» денег служилые люди должны были получить в зачет своего жалованья «меховые товары» (в основном дорогие ткани и кожи); во-вторых, раздача этого «комбинированного» жалования должна была сопровождаться тщательной проверкой сословной «чистоты» служилого люда.
Были возвращены в прежнее звание многие ямщики, посадские люди и крестьяне, взятые в драгуны, пушкари и беломестные казаки. Служилым людям задерживали жалованье и возврат части из них в прежнее состояние был попыткой каким-то образом сэкономить средства.
Несомненно, государево жалованье даже при нерегулярной и неполной выплате служило важным источником существования сибирского казачества в XVII веке. Но оно все же не обеспечивало прожиточного минимума семьи служилого человека.
У подавляющего большинства казаков Сибири жалованья едва хватало на пропитание двух человек даже при условии бесперебойной выдачи окладов, вследствие чего служилые люди были заинтересованы в дополнительных источниках существования.
Библиография здесь
Словарь здесь
Статьи данного цикла можно прочесть в теге "Верхотурье"
Изображения с лицензией ссо
Платформа Pokupo.ru приглашает региональных представителей