Христианин на каторге. Павел Сергеевич Бобрищев-Пушкин
Изучая его биографию, я вначале подумал, что этот человек должен быть буддистом. Сострадательность и одинаково равностное отношение ко всем живым существам было в его природе, но он ещё развил эти способности на каторге. Заключение – лучшее место для размышлений и развития сознания. Но такие же способности развивают во всех известных религиях мира, уходя в пещеры, пустыни, кельи, скиты. Конфессия тут не столь важна. Важен сам человек, его рождение именно в этом образе, с этой судьбой.
Павел Сергеевич Бобрищев-Пушкин
Известная в среде интеллигенции XIX века Мария Дмитриевна Францева, которая с детства знала ссыльных декабристов, среди многих положительных характеристик лучшую дала ему – Бобрищеву-Пушкину. О нём наш пост.
Свидетели отмечали в нём глубочайшие религиозные чувства. Он был верующим человеком на словах и на деле. Жизнь его посвящена служению ближнему. Какая жизнь может быть выше такой! Я не пишу слово «цель», у таких людей образ жизни является служением страждущему человечеству.
Он никогда не был женат, избегал любых светских развлечений и удовольствий, старался не знакомиться и не встречаться с людьми, которые нарушали душевный покой других людей. Конечно, всех чуждаться он не мог, к тому же имел прекрасное воспитание и соблюдал приличия в обществе.
Очевидец пишет, что у него было слабое здоровье, особенно он опасался холода, следствием такой боязни были в некотором роде фантастические одежды, которые он придумывал для себя. Но ведь вся Сибирь – это холод.
Хорошего человека нельзя не любить. На каторге и в ссылке он пользовался всеобщим уважением и человеческой отзывчивостью всех – богатых и бедных, высокопоставленных, и простых. На каторгу и ссылку он не роптал, напротив, считал, что через эти страдания Господь открыл ему путь для подлинного развития души и сознания, показав пустоту и суету светской жизни. Каторга переродила и сделала его ещё лучше, изменив многие привычки.
Его настольной и повседневной книгой было Святое Писание. Текст он знал лучше многих богословов. Ведя аскетический образ жизни, он выработал в себе высочайшее смирение и незлобивость. Обрёл одинаковое благое расположение ко всем живым существам.
В Тобольске он изучал гомеопатию и безвозмездно лечил всех. Бедный люд шёл к нему непрерывно. Францева пишет, что из-за этого Бобрищев-Пушкин приобрёл лошадь и экипаж: ведь ему надо было успеть ко всем своим пациентам. Лошадь была маленькой и получила в народе прозвище Конёк-Горбунок.
Представляю такого доктора-Айболита середины XIX века в Тобольске, который зимой ездил на одиночных санях, а летом в экипаже: уложены медицинские книги, аптечка, одежда для разной погоды, готов в путь и сам доктор.
Тобольск зимой
Уложив всё, - пишет Францева, - он садился сам, плотно укутанный в разные одежды, поверх суконной шинели, и отправлялся помогать больным.
Надо ли говорить с какой радостью его встречали пациенты?
Он был лучшим другом детей и самым родным для них человеком!
К тому же отличался высоким умом и образованностью, к нему обращались по всяким разным вопросам: от постройки дома до составления сметы… Во время холеры 1848 года, не успевая принимать больных, он привлёк себе в помощники семейства своих друзей-декабристов Фонвизиных и Свистуновых. В этот период он помог 700 больным холерой!
Качества эти он унаследовал от родителей, которые были помещиками Тульской губернии. В семье было одиннадцать детей! Почти все братья и сёстры писали стихи. Декабристами стали двое – Павел и Николай.
Излагаемые факты могут навести на мысль, что речь идёт о пожилом и солидном человека, но дело в том, что таким, каким мы его описываем, он был уже в совсем молодом, почти юном, возрасте.
Родился он 27 июля 1802 года, то есть во время декабристского мятежа ему было всего 23 года. В 15 лет он увидел свои стихи и басни в альманахе «Каллиопа», в 17 стал прапорщиком, окончив вместе с братом училище, где готовили офицеров Генерального штаба. В 1822 году стал подпоручиком, награждён орденом за произведённые топографические работы в Подольской губернии. В 22 года он преподавал и читал лекции по математике. В марте 1825 года получил чин поручика.
Ещё в 1822 году братья были «заражены» «Русской правдой» П. И. Пестеля, одной из основных программ декабристов. Они даже зарывали этот документ в своём имении, который нашли в 1826 году во время обыска.
Арестован 8 января 1826 года, доставлен на гауптвахту Санкт-Перебурга. Далее – всё, как и полагается настоящему декабристу: Петропавловская крепость, суд, приговор – 12 (сокращен до 8) лет каторги, Читинский острог, Петровский Завод, каторжная академия, где он читал курс высшей математики и вёл философские диспуты. На каторге работал закройщиком, столяром, успел сочинить статью о рождении слова, писал басни.
В 1832 году вышел на поселение. Сначала жил в Иркутской губернии, затем попросил перевода в Красноярк, где он ухаживал за умалишенным братом Николаем. В 1839 году Николая Сергеевича Бобрищева-Пушкина перевели в тобольский дом для умалишенных, за ним отправился и Павел Сергеевич.
Братья вернулись в Тульскую губернию в 1856 году после амнистии.
Всю жизнь он любил одну женщину – Наталью Дмитриевну Фонвизину-Пущину. Скончался в её доме, в Москве, 13 февраля 1865 года.
Следите за публикациями по тегу «Каторга»
[author=azarovskiy]
фото с лицензией ссо