Афганистан. Гражданская война, или «Афганские арабы. У истоков панисламистского террора»
Автор @sydneyshow
Этот цикл статей не является пропагандой экстремизма, а также любой возможной формы ксенофобии, и не пытается оскорбить религиозные чувства. Все указанные здесь события являются анализом книги «Талибан. Ислам, нефть и новая Большая игра в Центральной Азии» журналиста по имени Ахмед Рашид.
Ахмед Рашид
Хайберский проход, который является частью афгано-пакистанской границы, весной 1989 года был заполнен интересными людьми. С одной стороны натянутой поперёк дороги цепи стояли пакистанские пограничники, с другой – мужчины, одетые в национальную афганскую одежду, почему-то не говорившие ни на пушту, ни на дари, ни даже на урду. Среди них не было афганцев за исключением одного – переводчика. Состояли эти группы из арабов Алжира, Египта, Саудовской Аравии и Кувейта, узбеков, таджиков и китайских уйгуров.
Хайберский проход
Переводчиком-проводником был человек из партии Хекматияра. Эти люди проходили подготовку в лагере недалеко от границы и уезжали на выходные в Пешавар привести себя в порядок и получить почту из дома. Они приехали в Афганистан, чтобы вести джихад вместе с моджахедами, научится владеть оружием, взрывчаткой и вернутся к себе домой и продолжать вести джихад уже в своих странах.
В тоже время Беназир Бхутто в Исламабаде давала обед для журналистов, на котором присутствовал начальник разведки Хамид Гуль. Ярый исламист Гуль ликовал от того, что советские войска покинули Афганистан. Его спросили от тех людях на границе, не является ли наполнение страны исламистами игрой с огнём? Ведь, когда исламисты найдут себе новую цель и начнут действовать, это может сильно навредит государству Пакистан в первую очередь в отношении внешней политики и международного имиджа.
Хамид Гуль
Гуль ответил:
Уже тогда этих людей называли «афганские арабы», несмотря на то, что арабов там было не очень много.
Ещё в 1986 году директор ЦРУ Уильям Кейси принял ряд знаковых решений, которые повлекли за собой все последующие события, связанные с панисламистской террористической угрозой вплоть до наших дней.
Уильям Джозеф Кейси
Первое решение – это передача пресловутых «Стингеров» и советников для обучения моджахедов. К слову, до этого момента США не воевали с СССР ни оружием, ни военными специалистами. Пропагандистский эффект от них был на порядок выше, чем практический
Второе решение – это совместная с британской разведкой MI6 и пакистанской ISI выработка плана по диверсионной борьбе в «южном подбрюшье» СССР, в таких республиках как Таджикистан и Узбекистан. Этим было поручено заниматься Хекматия́ру.
Третье решение – это поддержка Пакистана в работе над привлечением радикалов со всего мира для борьбы в рядах моджахедов. Пакистан занимался этим с 1982 года и помощь в 1986 году была очень кстати. Именно третье решение возымело самые далеко идущие последствия, потому как Зия Ульхак (президент Пакистана с 1978 по 1988) стремился объединить исламский мир во главе с Пакистаном. Вашингтон мог показать, что весь исламский мир борется с коммунистами и, стало быть, те и впрямь негодяи. А Саудовская Аравия нашла хорошую почву для продвижения ваххабизма (национальная форма ислама) и избавления своей страны от собственных радикалов, которые угрожали королевской власти. И это «взаимное удовлетворение интересов» создало предпосылки для формирования множества боевиков, которые явят себя миру и после советско-афганской войны.
План заработал в полную силу. Братья-мусульмане, палестинские радикалы, саудовская Всемирная Мусульманская Лига собирали рекрутов по всему миру. Осуществлялось это всё на саудовские деньги. Пакистанские пограничники давали визу любому, кто изъявлял желание примкнуть к джихаду в Афганистане. Джамаат-и-Ислами (политическая партия в Пакистане) и разведка ISI создавали приёмные комиссии, в которых отбирали людей и передавали Хизб-и-Ислами, то есть Хекматия́ру, в свою очередь определявшему их в Афганистане в лагеря.
Французский ученый Оливье Руа назвал это «совместным предприятием саудовцев, «Братьев-мусульман» и Джамаат-и-Ислами, созданным пакистанской разведкой».
В результате с 1982 по 1992 год 35 тысяч исламистов прошли крещение огнём в Афганистане и ещё десятки прошли обучения в пакистанских медресе. Суммарно около 100 000 интернационалов стали побочным продуктом афгано-советской войны.
Трагедия в том, что всем было плевать на то, что лагеря, в которых учились эти воины Аллаха, были, по сути, университетами по религиозному экстремизму, в которых люди, никогда не видевшие друг друга прежде, устанавливали очень прочные связи. Потом они расползутся по миру, создав самую крупную террористическую сеть в истории.
Небезызвестный Збигнев Бжезинский сказал:
Разрушение в подвале Всемирного Торгового центра в 1993
И только, когда в 1993 году года всемирный торговый центр Нью-Йорка подорвали впервые, американцы проснулись, однако было уже слишком поздно.
Американский политолог Сэмюэл Филлипс Хантингтон написал:
Изображения с лицензией ССО