"Церкви и тюрьмы сравняем с землёй..." Противостояние
Автор @laracraft
Начало
Верующие как могли отстаивали свои права. Еще в октябре 1929 года прихожане Спасо-Преображенского собора направили в областной исполком письмо следующего содержания: «В газете «Пролетарий» No 86 от 12 сентября 1929 года напечатано, что рабочие требуют закрытия нашего храма и что под маской религии будто бы у нас группируется контрреволюция. Мы, верующие, заявляем протест против этого сообщения и просим обратить внимание, что далеко не все рабочие желают закрытия храма. К этому могут стремиться только рабочие неверующие, для которых храм, конечно, не нужен. Верующие же рабочие и все православное население города, которое из 48 тысяч всех жителей города составляет не менее 20 тысяч человек, напротив, нуждается в храме и просит его не закрывать и оставить в нашем пользовании. Во всем городе наш храм единственный. Если он будет закрыт, то ближайшая к нам церковь окажется в 10-ти верстах в селе Филькино, но она там мала, что не вмещает и своих прихожан, а для наших в ней уже совершенно не найдется места. Следующая ближайшая церковь распложена от города Надеждинска в 35-ти верстах. Это столь большое расстояние делает для нас невозможным ее посещение. Таким образом, по закрытии нашего храма все верующие жители города будут лишены возможности молиться в храме, что, однако, нам предоставлено законом Советской власти о свободе совести. Храм наш мы содержим в полной исправности и производим нужный ремонт, на который за последние годы нами истрачено около 10 тысяч рублей. Закон Советской власти, изложенный в Постановлении ВЦИК от 19 апреля 1923 года за No 2814 и в инструкции НКЮ и НКВД от 19 июня 1923 года предписывает губисполкомам, чтобы при закрытии храмов были принимаемы во внимание религиозные интересы верующих, их привычки, статистические данные о количестве населения, пользующегося закрываемым храмом, о вместимости ближних храмов, их отдаленности от данного района, расходы, произведенные по ремонту закрываемого храма, и т. д. На основании этого закона мы просим иметь в виду, что храм наш во всем городе один, ближайшие или отстоят очень далеко, или крайне малы, и что с закрытием храма мы будем лишены возможности удовлетворять наши религиозные нужды. Если безбожники требуют закрытия храма, то закон указывает, что должны быть приняты во внимание и религиозные интересы верующих. Безбожники не могут лишить нас дарованного нам Советской властью права пользоваться храмами и молится в них. В разъяснение статьи 5 Декрета об отделении церкви от государства Народный комиссариат юстиции 18 августа 1924 года указывает, что в основании постановлений о закрытии храмов не могут быть полагаемы резолюции, вынесенные на разных собраниях. Декрет 23 января 1918 года своей 5-й статьей предоставляет право 156 свободного исполнения обрядов и пользования храмом, а также предметами, предназначенными для богослужения. Подобно тому, как Советская власть обеспечивает права национальных меньшинств, она не может допустить и попрания большинством голосов, принадлежащего хотя бы и меньшинству, права свободной совести и свободного исполнения обрядов. В нашем же городе число верующих, желающих молиться в храме, не менее 20 тысяч человек, и их право свободы совести, согласно требованиям закона, должно быть ограждено. Указанное сообщение в газете произвело на православное население города очень тяжелое впечатление, о чем мы доводим до сведения областного исполкома и просим храм наш не закрывать, хотя бы этого и желали безбожники. Что же касается замечания, что под маской религии у нас группируется контрреволюция, то это явная ложь, употребляемая с целью закрытия храма. Наша община находится в ведении Патриаршего управления, в настоящее время возглавляемого митрополитом Сергием, который, как хорошо всем известно, совершенно открыто признал Советскую власть, отмежевался от всякой контрреволюции и призвал нас не только к повиновению Советской власти, но и к молитве за нее. Мы искренне откликнулись на этот призыв. Уже один этот факт показывает, что ничего общего с контрреволюцией мы не имеем. Напротив, мы всегда признавали и признаем Советскую власть. Старание навязать нам какую-то контрреволюцию, да еще под маской религии, есть гнусная клевета и оскорбление нашей веры» .
Настоящее обращение к властям подписали председатель церковноприходского совета Надеждинской Спасо-Преображенской религиозной общины Беляев, секретарь священник Михаил Ратьковский. Для ходатайства об оставлении церкви верующим в областной исполнительный комитет были направлены члены общины Антонина Васильевна Гуляева и Мария Николаевна Верина. В противостоянии Надеждинского горсовета и верующих облисполком поддержал местную власть.
17 января 1930 года малый президиум Уральского областного исполкома постановил ходатайство Тагильского окрисполкома о закрытии в городе Надеждинске Спасо-Преображенсого храма и использовании его под культурное учреждение удовлетворить.
О своем решении облисполком информировал ВЦИК РСФСР. В секретариат председателя ВЦИК М. И. Калинина 30 января из Свердловска поступило письмо за подписью управляющего делами облисполкома Пантелеева: «Президиум областного исполнительного комитета сообщает, что им 17 января принято постановление о закрытии СпасоПреображенского храма в городе Надеждинске Тагильского округа в целях переоборудования здания таковой под техникум. Мотивы ликвидации этого храма следующие. Еще в перевыборную кампанию Советов в 1929 году рабочие Надеждинского завода настойчиво требовали от горсовета закрытия церкви и переоборудования ее под культурное просветительное учреждение. В настоящее время рабочими завода этот вопрос был вновь поставлен на очередь. В результате обсуждения его по цехам завода и на общегородских собраниях граждан Надеждинска в горсовет поступило требование, собравшее 17938 голосов о закрытии Спасо-Преображенского храма. Всего в городе Надеждинске лиц, пользующихся избирательным правом 21209 человек. Таким образом, вопрос 157 о закрытии церкви поставлен абсолютным большинством трудящихся города. 7-го сего января в так называемое «старое рождество» рабочие Надеждинского металлургического завода организовали демонстрацию, которая, явившись к зданию городского Совета, категорически потребовала изъятия храма. Горсовет, поддерживая требование о закрытии церкви, 15 января по представлению заводских организаций командировал в областной исполнительный комитет рабочую делегацию, которая лично и передала президиуму облисполкома ходатайство рабочих. Президиум областного исполнительного комитета не считал возможным игнорировать требования трудящихся такого крупного промышленного города, каким является Надеждинск, хотя бы и в ущерб интересам верующих, а равно учитывая потребности быстро растущего Надеждинска в помещениях для культурных учреждений, ходатайство о закрытии СпасоПреображенской церкви удовлетворили. Община верующих, пользующаяся этим храмом, по спискам составляет 1608 человек, в числе которых рабочих 471 человек и 941 человек домохозяек. Необходимо отметить, что проверкой списков, произведенной особой рабочей бригадой, выяснено, что в этом числе значатся 110 человек, уехавших из города совсем, 44 записаны заочно, малолетних — 21 человек. Ориентация верующих — староцерковники. Других храмов в городе Надеждинске нет. Имеется одна часовня. Здание церкви предполагается переоборудовать под техникум, на что потребуется 159 тысяч рублей. Указанная сумма будет отпущена Тагильским окрисполкомом, Надеждинским горсоветом, профсоюзными организациями Надеждинского комбината и облисполкомом».
Окончание следует
Источник - архивные материалы ГАСО
Изображения из архива Серовского исторического музея и с лицензией ССО