"Культурная революция в Стране Советов"
Автор @hranitelmuzeya
Вскоре после Октябрьской революции в стране началась так называемая культурная революция, направленная на изменение идеологии общества и создание нового типа социалистической культуры на базе марксистско-ленинского мировоззрения (под руководством коммунистической партии). В. И. Ленин в этой связи говорил о «целом перевороте» в общественном сознании.
Мировоззренческой сущностью этого переворота стала попытка под видом ломки и борьбы со всем реакционным, косным и устарелым в культуре внедрить представления о новой морали путем утверждения атеистического мировоззрения, посредством разрыва с ключевыми традициями многовекового исторического культурного наследия, национальной культуры русского народа.
Первым шагом в русле этой политики стал декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви (23 января 1918 года). Началась атеистическая пропаганда, последовали гонения на религию, в храмах устраивались клубы, склады, здания использовались для производственных нужд, вводилась жесткая цензура, менялся бытовой уклад.
В этих условиях тяжелая участь ожидала многие храмы на Урале. В период раскола в Церкви в первую очередь закрывались храмы «староцерковников». По Уральской области в 1924–1925 годах были закрыты 23 церкви. Обновленческие приходы на Урале составляли 34,2 % (по данным на 1 января 1927 года).
В дальнейшем случаи закрытия церквей и аресты духовенства участились. Безбожная пятилетка, начатая в 1932 году, оставила свой явный след и на уральской земле. Плачевная участь постигла и храмы города Алапаевска. В их судьбе, будто в миниатюре, отразилась трагедия людей советского времени, знакомство с которой углубляет представления о положении Русской Православной Церкви в советский период и соответствующей репрессивной политике Советского государства.
В конце ХIХ века в Алапаевске действовал один из старейших и первых каменных храмов на Среднем Урале — Свято-Троицкий собор, который имел две приписные церкви — Екатерининскую и Александро-Невскую. Теплился свет православия на алапаевской земле и в первые годы Советской власти. Президиум Алапаевского городского совета докладывал президиуму Тагильского окружного исполкома о «медленности проведения культурной революции трудящихся масс города Алапаевска».
В докладной записке сообщалось, что в городе действовали три церкви, две по окраинам, одна в центре города, «верующих существующих двух общин, «тихоновцев и обновленцев», насчитывалось по данным общины в 1927 году первой 150–200 человек, второй — 850 человек», «причем в эту цифру включена молодежь до 18-летнего возраста, находящаяся еще под влиянием родителей, особенно примыкающих окрестных деревень (Толмачево, Глухих и деревня Алапаиха)». Тогда в городе проживало 12000 человек. Имелся рабочий клуб «Металлистов» на 300 человек.
Городские власти, выполняя культурно-просветительскую работу, ссылались на протоколы общих собраний профсоюзов Алапаевска и ставили вопрос об изъятии у верующих для светских культурных целей здание одной из трех церквей. Приглянулось теплое здание (с калориферным отоплением) Александро-Невской церкви, расположенное на берегу пруда, «где возможен водный спорт, окружен большой площадью, где находятся братские могилы и возможно разведение большого сада и приспособление его для его для разного рода спортивных увеселений».
В пропаганде советской идеологии и формировании новой морали немалую роль должно было играть кино. В наказе алапаевскому госсовету общего собрания членов союза сельскохозяйственных и лесных рабочих (от 10 января 1928 года) излагалась просьба создать для этого подходящие условия, отмечалось «антигигиеническое состояние» используемого для показа кино помещения, формулировалось предложение использовать для этой цели одну из церквей города.
В свою очередь Тагильский Окрисполком обратился в президиум Уральского Областного исполнительного комитета с ходатайством о закрытии Александро-Невской церкви в г. Алапаевске «с целью переоборудования здания под кинотеатр», на что последовала резолюция удовлетворить просьбу.
Верующие пытались отстаивать свое право на свободу совести. Члены Александро-Невской религиозной общины г. Алапаевска (Нижне-Тагильского округа, Уральской области) обратились с жалобой в Президиум Центрального Исполнительного Комитета СССР и выразили свой «протест против этого самым решительным образом», ссылаясь на законы СССР о свободном исполнении религиозных обрядов и «беспрепятственном пользовании церковными зданиями и имуществом», закрепленными за религиозными общинами.
В тексте жалобы верующих содержится информация, свидетельствующая о крепости православных традиций в этом многочисленном для того времени приходе. Храм находился на окраине города, был вместимостью на 900 человек, обслуживал религиозную общину (не менее 1500 человек). Верующие говорили о «своем любовном отношении к храму», содержании его в исправности (за два года до резолюции о его закрытии было собрано 3200 рублей на ремонт), о посещении храма не только «старушками», а значительной массой трудящегося населения.
Верующие указывали и на тот факт, что это был единственный в городе храм «тихоновской» ориентации и в случае его закрытия им останется «молиться под открытым небом».
Продолжение следует
Изображения из архива музея и с лицензией ССО