Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
istfak
6 лет назад

Старинные русские игры

Автор @kupava

Для Проекта сообщества Истфак "Навстречу Первой Годовщине "Вокс Попули"


Русская народная традиция богата на всякие праздники и увеселения связанные с ними. Но праздник все же не каждый день, а молодецкая удаль требует выхода излишка энергии. И не смотря на то, что 200 и даже 100 лет назад жизнь была значительно менее комфортна, и даже у представителей знатных сословий, ежедневно было гораздо больше физических нагрузок, чем у большинства сегодняшних сограждан, не говоря уж о крестьянах, тем не менее, задора хватало еще и на всевозможные игрища.

А.С. Степанов "Хоровод"

Умрун

Итак, на Руси во многих районах была популярна игра под названием «Умрун», кое где она называлась «Смерть», а в некоторых деревнях игра «В покойника».

Начиналась она с того, что молодые парни подговаривали простоватого мужичка или парня изображать покойника. Лишь только согласится, его начинали обряжать в белое тряпье, лицо и руки обсыпали мукой из овса, из брюквы вырезали длинные зубы и вставляли их в рот, затем укладывали «покойника» на скамью и привязывали веревкам дабы не свалился или передумав не сбежал. Далее лавку с «мертвецом» вносят в избу, где собирается молодежь на посиделки, вместе с процессией идет «поп» в рясе из рогожи и с кадилом из кухонного рукомойника в котором дымятся угли со мхом и птичьим пометом, за ним такой же ряженый «дьячек» и «плакальщица» с платочком, а следом уже толпа «родни покойника», среди которых непременно присутствовал парень в женском наряде с корзиной опекишей для помина.

Мертвеца укладывают посередь комнаты, после чего начиналось кощунственное отпевание представляющее собой отборную брань произносимую на манер церковной молитвы за усопшего на распев, все это сопровождается рыданием «плакальщицы» и взмахами кадила-рукомойника.

По окончании сего действа девушки должны были прощаться с «покойником», целуя его в набитый брюквой рот. Для совсем молоденьких девиц это было весьма пугающе, и встречались случаи, когда особенно впечатлительные после заболевали.

В конце игры половина парней несли «покойника» «хоронить», а остальные оставались поминать, для чего обряженный в женское парень раздавал опекиши из корзины.

В некоторых уездах частью игры было ношение «мертвеца» по избам с вопросом: « У вас на могилке покойничка нашли – уж, не ваш ли прадедка?» Хозяева, конечно же, при вторжении такой процессии в избу негодовали и выгоняли молодежь, страшно ругаясь.

Такая игра естественно осуждалась старшими, которые в свою очередь стращали молодежь, байками о том, что кто играет в такие игры , а тем паче изображает покойника, будет непременно схвачен бесами в лесу или близ погоста и утоплен в болоте.

Так сказывали, что в Тульской губернии, молодец, обряжавшийся на святках в покойничий саван, заплутал в лесу и повстречал беса, который долго молотил его дубиной, чтобы тот снял нательный крест. Но парень крест снимать отказался, и был отпущен бесом восвояси, но сделался после это «дурковатым».

Игра в кузнеца

Если игра в покойника представляла собой своеобразную страшилку, то игра в кузнеца напротив, являла собой зародыш комедии. В избу, которую нанимала молодежь для посиделок, заваливались ряженные в стариков парни перемазанные сажей с наведенными усами и бородами.

Среди них «кузнец» одетый в одни штаны, обнаженный торс, которого разрисован кружочками в виде пуговиц, в руках его непременно молот. За «кузнецом» несут скамейку застеленную тряпицей до самого низа. Под тряпицей прячутся несколько ребятишек.

«Кузнец» начинает себя расхваливать на все лады, дескать, какой он непревзойденный мастер своего дела, что способный делать не только инструменты, утварь или оружие, но и старого на молодого перековать может.

Обращаясь, к засидевшейся в девках, говорит: «А, хошь , я тебя на молодую перекую?» Застеснявшаяся девица отказывается, и тогда «кузнец» обращается к одному из парней ряженных в деда: «А, ну, тогда ты, старый хрыч, лезь на наковальню, я тебя на молодого переделывать буду!». Ряженный прячется под пологом скамьи, «кузнец» ударяет по лавке молотом и из под нее выскакивает маленький мальчик. Соль игры заключается в том, что бы при ударе молотом с «кузнеца» непременно сваливались штаны и он оставался абсолютно голым.

После того как всех «стариков» перековали на молодых, кузнец начинает принимать заказы от девиц,- «А тебе чего выковать, девица-красавица?». Получая заказ девушки расплачивались поцелуем, при котором «кузнец» старается как можно сильнее. вымазать лицо девушки сажей.

Вот такие затейники были наши прапрадеды!

Продолжение следует...

Изображения с лицензией ССО

Об авторе: Образование - МГТУ г.Майкопа факультет "Социальных технологий". Специалист по связям с общественностью. От себя: *В детстве я гостил у бабушки в деревне, постигал основы деревенского быта (что в жизни потом очень пригодилось) и, самое главное, в общении с бабушкой и её товарками изучал "народную культуру"- поверья, присказки, особый "уральский говор" (сейчас мало кто уже переведет простую фразу "Скидовай лопотину покедова..."). Я видел "свои корни", я знаю их...И это знание очень нужно каждому из нас, несмотря на то что "Мир изменился..." )) Бабушки нынешние- это уже наши жены, в большинстве своем чисто городские моложавые высокообразованные дамы, которые могут внучкам рассказать о династии Меровингов или обучить фрактальной графике. А вот про домовых, русалок, леших, про игру в "бабки", про плетение половичков и т.д. - им уже никто не расскажет. Только такие авторы , как Купава. Низкий ей за то поклон..."


Наш партнёр - торговая платформаPokupo.ru

0
313.309 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (10)
Сортировать по:
Сначала старые