Троицкий собор. Верхотурье
Автор @hranitelmuzeya
Существующий ныне Троицкий собор в Верхотурье, уникальный памятник каменного церковного зодчества на Среднем Урале, был возведен в начале XVIII в. Этот храм стал «наследником» деревянной Троицкой соборной церкви.
«Троица», как часто называли ее в документах XVII в., занимала особое место в жизни города. Она была его первым храмом и с самого начала имела статус соборной, т. е. главной городской церкви. Троицкий храм возводился одновременно со строительством города. В царском указе 1597 г. о переводе из Лозьвинского городка гарнизона и государевой казны также говорилось и о доставке в новый город Верхотурье «церковного строения».
Тогда же, в 1697/98 г., в Верхотурье были посланы из Перми Великой (Чердыни) поп Леонтий и дьячок Ларка Федоров. Посвящение первой церкви Верхотурья во имя Троицы Живоначальной отражало общую тенденцию в колонизационной политике Московского государства.
По царским указам Троицкие церкви были построены при основании подавляющего большинства городов Западной Сибири, основанных в конце XVI – начале XVII вв.: Тобольска (1587), Березова (1587/88), Лозвинского городка (1589), Сургута (1594), Мангазеи (1601), Томска (1604). Есть мнение, что выбор храмоименования связан с освящением церквей в праздник Троицы, празднование которого зависит от Пасхи и может приходиться на период между 10 мая и 13 июня по старому стилю — время, удобное для строительных работ.
Действительно, первые сибирские остроги строили отряды служилых людей, посланные из европейской части России. Они добирались к месту назначения водным путем, навигация начиналась не раньше апреля. Требовалось время на дорогу, заготовку строительного леса, возведение жилых построек. На наш взгляд, вряд ли столь массовое посвящение храмов во имя Троицы в первых сибирских городах объясняется лишь связью с православным календарем. Это был глубоко осознанный и идейно обоснованный выбор московской власти.
Троицкие церкви выполняли роль своеобразных маркеров территории, подчиненной Московскому государству. С одной стороны, Троица нераздельная символизировала государственное единство и включение Сибири в это единство. С другой стороны, придя на земли, населенные иноверными финно-уграми и тюрками, московская власть стремилась через почитание главного православного символа — Святой Троицы единосущной укоренить новую веру, новый образ жизни.
О том, что посвящение храмов во имя Троицы являлось государственной политикой, свидетельствует и сравнение с данными о храмоименовании главных престолов на северо-востоке Подмосковья. Эта территория являлась зоной частных владений, поэтому храмы строились по инициативе землевладельцев. По подсчетам В.А. Ткаченко в этом районе было построено только по две Троицких церкви в XVI в. (из 55) и в XVII в. (из 78).
Известно, что первая верхотурская Троицкая церковь имела придел во имя св. Феодора Стратилата. Самое раннее упоминание в документах об этом относится к 1601 году. Скорее всего, он был построен одновременно с главным храмом. Известно, что в Лозвинском городке, откуда было привезено «церковное строение», существовала Троицкая церковь с приделом во имя св. Феодора Стратилата.
Очевидно, вывезенное «церковное строение» включало и храмовые престолы, таким образом, верхотурская Троицкая церковь могла быть прямой «наследницей» лозьвинской церкви. Придел во имя Федора Стратилата был возведен в феврале 1599 года ( по другим данным - в день празднования памяти св. Феодора Стратилата — 8/21 июня 1598 года). Но независимо от даты освящения, закладка придельного храма состоялась уже после смерти царя Федора Иоанновича (скончался 7 января 1598 г.), однако храмоименование во имя св. Феодора Стратилата было сохранено, только теперь оно связывалось с посвящением в честь сына царя Бориса Годунова — Федора.
Продолжение следует
Библиография:
1.Миллер. История Сибири. — М., 2005.
2.Шишонко В.Н. Пермская летопись. Период.2. — Пермь, 1882
3.Корчагин П.А. История Верхотурья (1598–1926). Закономерности социально-экономического развития и складывания архитектурно-исторической среды города.— Екатеринбург, 2001.
4.Путеводитель по фондам старопечатных книг и рукописей Лаборатории археографических исследований/ сост. А.В. Полетаев. — Свердловск, 1990.
5.Житие Симеона Верхотурского // Литературные памятники Тобольского архиерейского дома XVII века.— Новосибирск, 2001.
Изображения из архива редакции Истфака, музея ВГИАМЗ и с лицензией ССО