Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
istfak
6 лет назад

Верхотурские воеводы. Еропкин Иван Федорович

Автор @nikalaich

Предыдущая глава


Род дворян Еропкиных происходит от князей Смоленских. Правнук великого князя Владимира Святославовича, крестившего Русскую землю, великий князь Владимир Всеволодович Мономах имел сына Мстислава князя Смоленского, а у сего был сын Ростислав князь Смоленский.

Правнуком князя Мстислава был Великий князь Юрий Святославович Смоленский. Сей князь имел первого сына князя Федора. У него был сын Евстафий; а сей имел второго сына Ивана Еропку, коего потомки, дворяне Еропкины, Российскому престолу служили окольничими и в других самых знатных чинах, жалованы были от Государей вотчинами.

Герб рода Еропкиных
С 1635 года Еропкин Иван Федорович воевода верхотурский, подьячий с приписью Иван Селетцын. Ко времени воеводства Еропкина уже существовало множество запретов на торговлю с ясачным населением, существовало строгое ограничение по времени — только после сдачи ясака.

В наказах о торговле с вогулами воеводам предписывалось «смотреть и беречь накрепко», чтобы, во-первых, «проезжие торговые и промышленные всякие люди... с ясачными людьми преж великого государя ясаку украдом не торговали», а во-вторых, «вогуличи б к торговым и ко всяким людем на дорогу никакой мягкой рухляди не выносили и не продавали».

Однако торговые люди, а вместе с ними и соблазненные выгодами торговли с аборигенами служилые люди и крестьяне, несмотря на угрозу быть в «жестоком наказании без пощады», скупали меха в ясачных волостях до срока. В ход шли различные уловки — вогулов спаивали, обыгрывали в азартные игры.

В 1636 году царской грамотой повелевалось, чтобы верхотурский воевода запретил русским играть зернью с ясачными людьми. В 1637 году правительство решило реорганизовать управление разросшимися азиатскими владениями России.

Сибирь была передана из ведения Казанского приказа специально созданному Сибирскому приказу. Верхотурье сохранял свою роль главной таможни на пути в Сибирь. Отправляясь в Сибирь, лица воеводской администрации везли с собой значительное количество всяких запасов. Это количество строго регламентировалось Сибирским приказом.

Верхотурскому воеводе предписывалось строго контролировать указанное количество при проезде через Верхотурье. Запас продуктов, сукна, одежды, бытовой утвари и т. п. брали с тем, чтобы его хватило на срок службы воеводе с семьей и сопровождавшим его нескольким десяткам дворовых людей.

Наличных денег разрешалось провозить с собой «большим» тобольским и томским воеводам по 500 рублей, их товарищам, дьякам и воеводам других городов по 300 рублей. Провоз запасов к месту назначения не считался личным делом воеводы, под них давались казенные подводы (от 12 в ближние сибирские города до 30 — в Якутск).

Одной из важнейших задач воеводы оставалось расселение пашенных крестьян на пустующих землях. Из переписки Туринского и верхотурского воевод узнаем, что по распоряжению воеводы Ивана Еропкина верхотурский сын боярский Иван Чернышев расселял крестьян на землях Туринского уезда.

А в марте 1636 года из Москвы была послана грамота верхотурскому воеводе Ивану Еропкину о раздаче пустопорожних земель всем желающим: «От Царя и Великого Князя Михаила Федоровича всея Русии, в Сибирь, на Верхотурье, воеводе нашему Ивану Федоровичу Еропкину да подьячему Ивану Селетцыну. Писали есте к нам, что Верхотурские всякие люди, у которых емлют на нас выделной хлеб, живут врозни, меж ими верст по пятидесят и по сту и по полутораста и больши, и как они на пашнях своих хлеб пожнут, и они, боясь нашей опалы, до тех мест, покаместа выдельщики из того хлеба выделу не напишут, в клади того хлеба класть не смеют, и тот у них хлеб стоит по полям до заморозов, и от дозжей погнивает и птица обивает, да у них же у всяких людей в деловую пору, от деревни до деревни емлют под выделщиков подводы, и от того де они обедняли, и многие земли свои пахать покинули, и те их земли лежат впусте; и о тех пустых пометных землях бьют нам челом Верхотурские служилые и прихожие люди, которые приходят из Русских городов, чтоб нам их пожаловати, тое землю отдати им служилым людем за наше хлебное жалованье, а прихожим людем в тягло, а им бы с тех земель пахать десятинная пашня, и вы тех пустых земель, с которых выдел бывал, служилым людем за наше хлебное жалованье, а прихожим людем в тягло, без нашего указу, отдавать не смеете: и о том бы вам велети указ наш учинити. И как к вам ся наша грамота предет, а у Верхотурских будет у всяких людей пашни, с которых емлют на нас выделной хлеб, от городов отдалели: и вы б посылали с Верхотурья на те пашни хлеба выделять, для поспешенья, Верхотурских детей боярских и подьячих, росписав на трое и велели б у всяких людей, с которых сего выдел бывал, хлеб на нас выделять по прежнему у нашему указу, без замотчанья...».


Библиография ЗДЕСЬ
Изображения из архива музея , а так же с лицензией ССО
Об авторе Полномочный представитель Верхотурского государственного историко-архитектурного музея-заповедника в СМИ.
От редакции : Статьи данного цикла - результат сотрудничества сообщества "Истфак" и коллектива Верхотурского государственного историко-архитектурного музея-заповедника


Stablecoin MILE

0
239.712 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (3)
Сортировать по:
Сначала старые