Про искусство
Внимание, в тексте встречается изобилие ненормативной лексики. Натурам тонким и чувствительным читать настоятельно не рекомендуется.
Внимание два. Текст был опубликован изначально на моем телеграмм канале, на который я рекомендую подписаться тем, кому по каким-то причинам мои буковки доставляют удовольствие ну или че-нить похожее. Со временем там я буду писать часто, а тут редко. Данный текст был репостнут только потому, что считаю его важным и программным.
Итак, про искусство
Так, в сопутствующих чатах люди уже стали говорить что-то вроде “ну это потому что у тебя такой круг общения”, сделав, исходя из характера сообщений в этом канале, поверхностные выводы обо мне. Ну, по крайней мере, мне хочется верить в то, что выводы эти поверхностны, и причина тому – тематика постов.
В рамках борьбы с этим явлением добавим немного полезного в ленту. Культур-мультур всякий. Типа как если водку закусывать не салом, а яблоком, то вроде не так вредно.
Все, пожалуй, слышали выражения типа “модернизм”, “постмодернизм” вот такое вот все. Некоторые даже и сами оперируют такими понятиями. Но мало кто знает что же это такое и нахера. Не все же в институте учились на культурологов. Да, если в чате есть культурологи – настоятельно рекомендую покинуть канал, иначе я сейчас буду делать больно вашим чувствам и вере в человечество.
Итак, модернизм, постмодернизм и кое-что еще, в “переводе гоблина” (тм). Для начала стоит определиться что строгих определений в принципе нет. В википедии по поводу постмодерна сказано буквально следующее “В настоящее время существует ряд концепций постмодернизма как феномена культуры, которые подчас носят взаимоисключающий характер”. Взаимоисключающий, блядь, характер. Г – гуманитарии. Ну вы помните.
При этом термины относятся к разным сферам и постмодерн в архитектуре не тот же, что в живописи или литературе или философии. Но кое что общее, некий проблеск мысли в этих словах все таки есть. Но, начнем с более ранних времен. Давным давно люди в культурном плане умели так мало, что восхищение вызывала одна лишь способность изобразить (изваять, описать) что-то таким образом, чтобы было похоже на реальность. Чтобы статуя была похожа на живого человека или нарисовано было как будто бы все по настоящему.
Сейчас мы это называем реализмом, и этот уровень мастерства может продемонстрировать каждый второй выпускник художественного училища. Вот все эти мишки в лесу и грачи прилетели не проблема даже для современного троечника. Да, я понимаю, апологеты “вот раньше было лучше” встрепенулись и уже готовы закидать меня камнями за такое кощунство, но подумайте сами. Какая основная проблема существует в данный момент на рынке искусства? Правильно, борьба с подделками. Подделки наводнили планету и уже нет даже уверенности в некоторых известных всему миру музейных экспонатах. Понимаете что это значит? Что людей, которые могут рисовать как Да Винчи или Айвазовский или какие-нибудь малые голландцы, сейчас очень много. А ведь подделывать кого-то даже сложнее, чем рисовать самому.
Ну так вот, реализм. В рамках реализма автор как бы описывает реальность, или то, что имело возможность состояться в реальности, или, на крайний случай, свое восприятие реальности. Если писатель реалист написал “Я выебу тебя, щенок!”, то это буквально означает намерения героя вступить в насильственную половую связь с тем, к кому обращена реплика, причем выражено это намерение в пренебрежительной манере. А если писатель реалист еще и недалек умишком, то речь может идти и об конкретном щенке. Ну и с картинами или архитектурой примерно та же фигня.
Мир реалиста должен быть целостен, объясним и понятен. Фраза которой можно описать реализм “Если оно квакает как утка, выглядит как утка, и плавает как утка – это утка.”
На смену реализму пришел модернизм (кстати, эти задроты рекомендуют не путать модернизм с модерном, но я о том что такое модерн сужу только по прапорщику Задову, так что мне пофиг) и в рамках этой концепции нам уже не обязательно поддерживать связь с реальностью. Теперь мы можем гипертрофировать (как в экспрессионизме, например) или символизировать одно другим или извращаться еще каким-либо способом типа кубизма.
В рамках модернизма “Я выебу тебя, щенок!” может трактоваться, например, так, что щенок – это символ преданности, а сам текст повествует о недопустимости манипулировать теми, кто бесконечно верит тебе из-за своей наивности. И это будет символизмом.
Или, допустим, “Я выебу тебя, щенок!” может означать протест против старых литературных догм, запрещающих использовать ненормативную лексику, и сама фраза не имеет какого-то смысла, а значим именно протест, воплощенный вот в этом вот “выебу”. Это типа футуризм.
Или, предположим, “Я выебу тебя, щенок!” может означать протест против старых общественных норм морали, не допускающих сексуальных связей с несовершеннолетними представителями рода Волков, подвида Собаки. Причем автор может даже не собираться сам трахать щенка и вообще быть асексуален, но бороться именно за само расширение границ приемлемого.
Или, как вариант, фраза “Я вЫеБу ТеБя ЗаПяТаЯ щЕноК вОсКлИцАтЕлЬныЙ зНаК” может не использоваться в прямом значении, типа буквы, за которыми слова, за которыми значения, а просто являться следствием желания автора показать вам красоту и асимметрию знаков русского языка. В таком случае сам текст значения не имеет. Ну, если автор еще и талант, то за якобы случайным порядком “ЗАГЛАВНАЯ строчная” тоже может быть спрятан какой-то смысл. Обратили внимание что в примере выше “Тебя” начиналось с заглавной, а “щенок” со строчной? Нет? Ну слава богу, значит с вами пока еще все в порядке. Но, тем не менее, этим автор тоже мог высказаться, например, по поводу того, что местоимения (обозначающие личность) важнее ярлыков и штампов, которыми вас награждают со стороны. Ну или такой порядок букв мог появиться случайно, а смысл ему быть высосан из пальца позже (как сделал я сейчас). Так что имейте в виду, если кто-то ПиШеТ вОт ТаК, то может это модернист, а не дешевая несовершеннолетняя педовка.
Видите, уже появляются разные варианты прочтения одного и того же, плюс куча работы для выпускников институтов имени Рональда Макдональда.
Фраза, которой можно описать модернизм “Я художник, я так вижу.”
Идем дальше, постмодернизм. Чтобы понять постмодернизм – придется еще сильнее напрячь свой мозжечок. Постмодернизм это прекрасный способ не делать вообще ничего, и при этом не выделяться среди своих, не менее талантливых коллег. В рамках постмодернизма у нас вообще нет никаких ни границ, ни цели, ни смысла. Если в реализме было важно выдерживать и форму и содержание, в модернизме мы манипулируем формой, но все равно заботимся о содержании, то в постмодернизме нас не волнует ни то ни другое. Постмодернист постоянно пародирует, самопародирует, иронизирует, глумится, унижает и отрицает.
Если модернисты придумали термин “поток сознания”, когда форма ужасна, но продравшись через неё читатель найдет какой-то там смысл, то постмодернист презирает саму идею существования смысла. Прорвавшись через сложности формы постмодерна ты не найдешь ничего. Поток сознания со полным правом и поистине царским величием превращается в поток хуйни. Смысла нет, ничего нет, ложки нет, и от того, выберешь ли ты синюю или красную – ничего не поменяется. Жизнь – боль и пустота, и когда ты тратишь свое время на постмодерн, ты не борешься с этой пустотой, а просто влачишь свое жалкое существование чуть-чуть иным способом, чем другие. Хотя это ничего и не меняет. И как читатель – ты говно, даже если искушен в постмодерне. И автор – говно. И все авторы – говно. И вообще литература (живопись, скульптура, философия, бытие) – тоже говно. И даже говно – говно. Не говоря уже о сборной России по футболу.
В рамках постмодернизма “Я выебу тебя, щенок!“ может значить вообще совершенно все что угодно. Например иронию над нормами общественной морали, которых задевает такое высказывание.
Или иронию над модернистами, которые при помощи таких высказываний боролись против литературных догм. Или иронию над теми, кто иронизирует над модернистами, которые при помощи таких дешевых методов пытались чего-то добиться в этом суетном и бессмысленном мире. Или означать прямое желание выебать щенка, например хаски. Круг замкнулся. Но, в отличие от реалиста, который, как вы помните, писал такое от небольшого ума, постмодернист делает это от его, ума, избытка.
А в отличие от модерниста, который обязательно бы добавил какой-то смысл тому, почему выбран щенок именно хаски, постмодернист может выбрать породу абсолютно случайно, и еще и глумиться над теми, кто пытается найти в этом смысл.
Совершенно в духе постмодерна было бы написать и опубликовать “Я выебу тебя, щенок!“ например для того, чтобы показать как бессмысленно люди тратят свое время, а издатели бумагу.
Или “Я выебу тебя, щенок!” может не значить вообще ничего. Абсолютно ничего. Набор слов или даже звуков, самоценный и одновременно бессмысленный сам по себе.
Фраза, которой можно описать постмодернизм “— Шо то хуйня, шо это хуйня. Вот это обе хуйни такие, шо я, бля, ебал её маму у рот. Вот это можете вырезать полностью, блядь, этот камеру нахуй.”
Ну это если не обращать внимания на то, что попытки описать постмодерн лишены смысла не меньше, чем сам постмодерн.
Кстати, искушенному читателю наверное резануло глаз, что я написал “Чтобы понять постмодернизм – придется еще сильнее напрячь свой мозжечок”, потому что мой постоянный читатель уже знает что мозжечок – это не маленький мозг, как например у депутатов госдумы, а отдел головного мозга, который вообще за восприятие искусства не отвечает, а только за всякие низовые штуки типа координации движения и тд.
Так вот, это я не ступил, а сделал постмодернистский шаг. Что я хотел этим сказать? Ну может я иронизировал над необразованными читателями, которые проглотили эту фразу не поморщившись. Или иронизировал над собой, использующим такие дешевые приемы, чтобы набить себе цену. Или иронизировал над самим способом человеческой коммуникации, в рамках которого нам всем очень важно ощущать свое превосходство. Или… ну вы поняли.
А, ну и то, что я в этом абзаце буквально повторил самого себя тремя абзацами выше – это тоже постмодерн, а не скудность мысли. Или нет. Хрен его разберет.
На этом, пожалуй, хватит, и так уже много вышло. Так что stay tuned, подписывайтесь на канал , если вам понравился текст, потому что там я расскажу вам о еще более новом подходе, чем постмодерн, которым активно пользуюсь я сам.