«Стеклянный замок»: мнение без спойлеров
Минут через 10 после начала «Стеклянного замка» у меня появилось смутное ощущение, что сюжет фильма мне уж слишком знаком, хотя раньше я его не смотрел. Небольшие изыскания подтвердили мои подозрения: это оказалась экранизация одноименного автобиографического романа Джаннетт Уоллс, который я читал несколько лет назад. И после этого фильм стало смотреть еще интересней, несмотря на то, что я знал, к чему и как движется его история.
Рекса и Роуз-Мари Уоллс безумно сложно назвать хорошими родителями. Пока Роуз-Мари совершенно безосновательно считает, что ее карьеру художницы ждет большое будущее, а Рекс все свободное время уделяет несбыточным мечтам и выпивке, их четверо детей буквально живут впроголодь, не ходят в школу и нередко подвергают свое здоровье опасности из-за наплевательского отношения отца и матери. При этом Рекс и Роуз-Мари искренне любят своих отпрысков, просто считают, что домашнее обучение и постоянные переезды – это то, что им нужно в жизни.
Много лет спустя, когда Джаннет, вторая по старшинству девочка в семье, находит свой собственный путь, становясь успешной колумнисткой в модном журнале, ее отец, с которым девушка давно не поддерживала отношений, снова появляется в ее жизни, пытаясь убедить, что Джаннет несчастлива и заслуживает большего. Погружаясь в воспоминания, главная героиня постепенно понимает, что в ее детстве, помимо откровенной дичи, было немало и хороших моментов, но смогут ли приятные воспоминания перевесить совершенно справедливую обиду на отца?
Больше всего «Стеклянный замок» напомнил эдакого анти-«Капитана Фантастика», показывая куда более неприглядную сторону хипповского образа жизни главных героев. В картине Мэтта Росса не было откровенной жести, и даже негативные моменты довольны быстро превращались в позитивные, а вот Дестин Креттон вполне наглядно показал, насколько разрушительным может оказаться затяжной инфантилизм неглупых, в общем-то, людей. По понятным причинам, финал приходит к тому, к чему и должен – умиротворению и светлой грусти, но он совсем не оправдывает все, происходившее в жизни Джаннетт и ее сестер и брата по вине Рекса и Роуз-Мари.
При этом, как ни крути, в сути своей «Стеклянный замок» остается вполне позитивным фильмом, несмотря на голодающих детей, обваренных кипятком и едва не утонувших во время уроков плавания по принципу «жить захочешь – научишься». Рекс, которого блистательно играет Вуди Харрельсон, настолько тонко совмещает в себе заботливого отца, пусть его забота и проявляется несколько странным образом, и совершенно оторванного от жизни мечтателя-алкоголика, что в одной сцене его искренне ненавидишь, а уже через пару минут так же искренне ему сочувствуешь. И при этом каждый раз думаешь: «Блин, ну он же прав почти во всем, ему просто не хватает более трезвого во всех смыслах взгляда на жизнь!».
Наоми Уоттс и ее Роуз-Мари, кстати, таких эмоций не вызывает. Я понимаю, что художника обидеть может каждый, и к ее личности стоит подходить более снисходительно, но на протяжении всего фильма – от начала и до самого конца – она вызывает только раздражение разной силы тяжести, а про сочувствие не может идти и речи. Добровольная заложница огромной харизмы Рекса, потакающего ее заблуждениям насчет собственного таланта, Роуз-Мари с легкостью войдет в топ-10 худших матерей в кинематографе, если кто-нибудь такой рейтинг захочет составить.
Ну и дети. Выросшие не благодаря заботе родителей, а вопреки ее отсутствию, пусть Рекс периодически и давал им разные жизненные уроки, оказавшиеся в последствии полезными, три сестры и брат – настоящее олицетворение силы духа, сплоченности и мощного желания вырваться из убожества, в котором им пришлось провести все детство и юность. В конце фильма эту среду авторы фильма попытались оправдать, но получилось не очень убедительно, да и не представляю я, какие рабочие оправдания для нее можно найти. Актеров, к слову, на все детские роли, а их здесь очень много, учитывая, что сюжет развивается на протяжении нескольких временных отрезков, подобрали практически идеально. Как правило, я отмечаю, что малолетние актеры очень редко справляются со своими задачами хотя бы просто хорошо, но в «Стеклянном замке» все получилось на удивление ровно и стройно, и придраться к кому-то из них не получится при всем желании, которого, собственно, и нет.
Со взрослыми актерами все намного проще. У Наоми Уоттс роль получилась хоть и важная, но все же второстепенная, а ведущая партия была сыграна Вуди Харрельсоном и Бри Ларсон, которая воплощала повзрослевшую Джаннетт Уоллс. И оба актера заслуживают восхищения. Вуди, конечно, побольше, т.к. его экранное время – это практически весь хронометраж «Стеклянного замка», но и Бри урвала момент, чтобы блеснуть эмоциями – речь о монологе-отповеди отцу, который был очень крутым и по содержанию, и по исполнению.
Про картинку и музыку сказать мне нечего, т.к. они совершенно стандартные для подобного жанра, а отметить отдельно хотелось бы удивительно ровный темп повествования. Когда история прыгает из прошлого в настоящее и обратно каждые 10 минут, зачастую режиссерам очень сложно поддерживать интерес зрителя ко всему происходящему одинаково эффективно, но Дестин Креттон со свей задачей вполне справился – молодец.
«Стеклянный замок» – очень тонкая семейная драма с интересной историей, сыгранная отличными актерами. Вне всяких сомнений, заслуживает просмотра даже в том случае, если подобный жанр не слишком вам по душе. Рекомендую.
75/100
Спасибо за внимание.
Подпишись или гори: @kinoshka
Изображения: Lionsgate.