«Опасный бизнес»: мнение без спойлеров
Нэш Эдгертон, большой поклонник черной комедии, автор короткометражек «Паук» и «Медведь», обязательных к просмотру всем поклонникам жанра, нечасто радует зрителя полным метром. Первый и последний раз это случилось целых 10 лет назад, и не сказать, что опыт был слишком удачным, хотя и провальным режиссерский дебют Нэша назвать сложно. В этом году, обзаведясь внушительным актерским составом и занятным сценарием, Эдгертон решил покорить большие экраны еще раз, и на этот раз его попытка засчитана.
Гарольд Сойинка, преуспевающий менеджер среднего звена в крупной фармацевтической компании, на самом деле далек от своего внешнего образа. Ему приходится сутками впахивать на работе, чтобы обеспечить все хотелки излишне расточительной жены, а его собственное начальство не ценит его ни на грош. Особенно преуспела в этом Элейн, совладелица компании, открыто выражающая свою неприязнь даже на публике. Проблема усугубляется тем, что Гарольд по своей натуре является очень мягким, робким и нерешительным человеком, готовым стерпеть любые гадости, лишь бы не стало еще хуже. Правда, и его стакан терпения не бесконечен, так что узнав о своем скором увольнении, он решается инсценировать собственное похищение с выкупом в $5 миллионов, но, как водится, все идет не по плану.
Сюжет «Опасного бизнеса», как и у многих черных комедий, движется вперед силами огромного количества невероятных совпадений. Одна из задач режиссера, работающего в этом жанре, состоит в том, чтобы эти совпадения не выглядели надуманными и притянутыми за уши, иначе вся их «магия» моментально исчезнет, превратив ладно скроенную историю в тыкву. Нэш Эдгертон, съевший собаку на черно-комедийных короткометражках, на этот раз расстарался на славу, и за весь почти двухчасовой хронометраж картины вопрос «И как это могло произойти?» у меня возникал от силы пару раз. Все остальные мини-твисты и мега-твистищи выглядели невероятно, но отнюдь не глупо, а несколько сюжетных линий, по ходу фильма завязывавшихся во все более тугой клубок, развязались яркой кульминацией, плавно перешедшей в красивый финал, расставивший почти всех персонажей на те места, которые они заслужили.
Жаль, правда, что «почти», а не всех – и на этом моменте на сцену выходит морально-этическая дилемма. Вообще, я понимаю, что от черной комедии глупо ждать правильного морального посыла, ведь вся ее соль как раз в обратном, но в «Опасном бизнесе» Эдгертон явно решил пойти против жанровых стереотипов, все же попытавшись соорудить какую-никакую мораль. И чуть-чуть не дотянул, из-за чего весь поучительный эффект пошел коту под хвост. Отчаянно лавируя между спойлерами, могу сказать лишь то, что самый мерзкий, самый раздражающий и бесячий персонаж вышел сухим из воды, а не такой уж и плохой парень из воды не вышел вообще. Вы можете возразить, что в этом и заключается суровая правда жизни, в которой хорошие парни проигрывают чаще, чем побеждают, и я даже с вами соглашусь, но… Но хотелось бы чуть-чуть больше справедливости, что ли. Впрочем, финал все равно настраивает на позитивный лад – этого у него не отнять.
Еще один актив «Опасного бизнеса» – это его актеры. Нэш Эдгертон, решив не слишком заморачиваться с кастингом, подтянул в проект Джоэла, родного брата, а по совместительству известного и талантливого актера, и Шарлиз Терон, которую восемь лет назад уже снимал в клипе на сингл «Crossfire» Брэндона Флауэрса из The Killers. Именно им досталась роль одиозной парочки начальников главного героя, и даже если бы в фильме больше не было известных актеров, Джоэла и Шарлиз вполне достаточно, чтобы привлечь к картине внимание. Но они здесь есть! Помимо Дэвида Ойелоуо, который наконец-то получил нормальную, да еще и главную роль после ужасного «Пленника», в «Опасный бизнес» ввязалась милашечка Аманда Сейфрид, подкачавшийся и неожиданно мощный Шарлто Копли, нестареющая Тэнди Ньютон и несколько актеров третьего эшелона, имен которых я сходу не припомню, но которые постоянно мелькают в других фильмах.
Примечательно, что производственный бюджет «Опасного бизнеса» едва превышает $2 миллиона, и это наводит на очевидную мысль, что главные звезды фильма играли в нем едва ли не за спасибо, что вполне может оказаться правдой. Но что еще важнее, играли они от души, не сачкуя и по полной программе отрабатывая каждую букву своего гонорара. Конечно, мне хочется слегка поныть на тему малого экранного времени у Аманды Сейфрид, которая воплощает на экране роль легкой и солнечной девушки Санни, и которая заслуживает находиться в кадре куда дольше, но что уж поделать, спасибо и на этом.
«Опасный бизнес» – черная комедия, которая не смогла обойтись без немалого количества самых разных шероховатостей, но при этом вполне удавшаяся и достойная одинарного просмотра. Поклонникам жанра и вовсе рекомендую, потому что еще одной черной комедии с таким выдающимся актерским составом придется ждать очень долго.
70/100
Спасибо за внимание.
Подпишись или гори: @kinoshka
Изображения: Amazon Studios, STXfilms.