Некоторые аспекты экономического рабства
Зачатки экономического неравенства зародились в эпоху разложения первобытнообщинного строя. Появление товарно-денежных отношений привело к обогащению некоторых людей. Процессы капитализации еще более усугубили данное положение.
Если заглянуть глубже, то можно проследить, что в основе экономического неравенства лежит, прежде всего, физиологическое и духовное неравенство людей. Превосходство по уму и по силе является первопричиной наживы одних людей на труде других.
В основе построения нашего общества, как и всей планеты, лежит закон – выживает сильнейший, соответственно сильнейший ставит в зависимость от себя более слабого. Но следует помнить, что становление труда одних людей «рабским» происходит не только из за превосходства отдельных индивидов.
Рабство как система экономических отношений пронизывает все наше общество. И иногда именно общество – его моральные нормы, политические воззрения и вообще вся система построения экономики являются не просто инфраструктурой, а прямыми источниками возникновения рабства. В таком случае можно выделить позитивное и негативное экономическое рабство.
Первое обеспечивается способностями и стремлениями каждого индивида в отдельности, а второе непосредственно экономической системой. Примером первого может послужить отношения предпринимателя и его работников. Когда первый присваивает себе результаты труда того кто на него работает, благодаря своим предпринимательским способностям и отсутствием или нежеланием вторых проявить или развить такие же способности. Примером негативного экономического рабства может послужить готовность жителей стран третьего мира выполнять практически любую работу, за деньги, которые обеспечат удовлетворение минимальных физических потребностей.
Без сомнений негативное экономическое рабство является порождением несовершенств нашего общества и то, что его почти удалось искоренить в развитых странах, дает надежду на его полное исчезновение. В то время как позитивное экономическое рабство, являющееся обязательным спутником рыночных отношений, пока лишь укрепляет свою силу.
В наше время экономическое рабство это, прежде всего зависимость доходов, а соответственно и жизнеобеспечения одних людей от воли и способностей других.
Когда каждый получает по способностям не удивительно, что одни становятся богаче и получают больше возможностей эксплуатировать других. Но в действительности так ли опасна и неприятна эта эксплуатация?! Попробуем разобраться в схемах эксплуатации и в субъектах и объектах рабовладения.
Рабочий выставляет на рынок свой труд, в качестве ресурса ожидая получить за него оплату. Его находит работодатель, который предоставляет ему работу и платит ему определенную заработную плату. В таком случае работодатель заведомо платит работнику меньше, так как ему нужно оставить определенную сумму на свою жизнь.
В то же время государство в качестве уплаты налогов забирает себе определенную долю.
На долю от оплаченного труда претендует и кредитор, даже если сам рабочий не взял кредит ему придется своим трудом погашать долговые обязательства фирмы на которую он работает.
Таким образом, получается, что труд одного человека идет на обеспечение жизни других лиц. Но ведь без этих лиц рабочий вообще не смог бы зарабатывать ничего. Без работодателя, который благодаря своим способностям смог обеспечить его работой, без государства, которое обеспечивает контроль и определенную безопасность, и без кредитора который обеспечивает финансовыми ресурсами работодателя. В данном случае рабство рабочего уже не выглядит таким устрашающим (критика марксизма - от автора блога), в какой-то степени и сам рабочий является рабовладельцем.
В данном случае основной проблемой является конфликт, зародившийся в разуме рабочего, которому, кажется, что его эксплуатируют. В данной ситуации следует понимать, что зависимость является неотъемлемой частью общественной жизни, данное противоречие, состоящее в том, что человек по сути своей существо независимое, оказываясь живущим в обществе, обретает обязательную экономическую зависимость.
Пока человечество не нашло способов избежать этого противоречия, так как помимо свободолюбия человек еще обладает таким положительным качеством как стремление к конкуренции и негативным как стремление к наживе за счет других. Только вмешательство в психологические свойства людей способны искоренить фундамент этого противоречия.
Таким образом, экономическое рабство заключается в колоссальной недооценке труда работника работодателем, если рассматривать систему экономических отношений на личностном – локальном уровне. В глобальном понимании экономическое рабство заключается в создании ущемляющих права экономических субъектов условий, функционирования экономической системы.
Этот текст - рассуждение возникшее у нас во время пары с моей студенткой (уже выпустившейся, А.Р. Усаевой) и оформленной ею в форме тезисов. Мне кажется интересным возникший взгляд на трудовые и общественные отношения.
Жду комментариев.