Антирелигиозная политика Советского государства
Политика воинствующего атеизма 30-х годов ХХ века обусловила принятие и реализацию законодательных и нормативных актов, подрывавших жизнеспособность религиозных общин, лишавших их возможности осуществлять обрядовую и образовательную деятельность.
Что бы получить общее, надо внимательно рассматривать частное. Поэтому попытаюсь в своих статьях подкреплять глобальные выводы конкретными примерами на «местах». В качестве «полигона»выбран Бардымский район Пермского края, поскольку остались наработки по источникам ещё со студенческих времен.
Если кому то покажется текст суховатым, то не взышите. Может кто то и сможет раскрыть тему в жанре беллетристики, но, увы, такими талантами не обладаю. Так что всё будет «чисто научно» ))
Антирелигиозная деятельность к началу 1930-х годов еще более стала усиливаться. Ячейки Союза воинствующих безбожников (СВБ) проводили работу по пропаганде атеизма, распространению антирелигиозной литературы, кампании по внедрению в быт новых, безрелигиозных праздников и обрядов.
Местные ячейки СВБ в сельсоветах, образовательных учреждениях должны были отчитываться перед райбюро СВБ о «религиозном состоянии местностей». Если выявлялись какие-либо нарушения, сельсоветы могли расторгнуть договор с религиозной общиной, привлечь церковный совет к уголовной ответственности.
Для начала отметим, что Бардымский район был национальным образованием с доминированием татаро-башкирского населения. Несмотря на это, в русских волостях (Печменской и Шермейской) имелось три церкви и одна церковь в Сарашевской волости в селе Никольск. Судя по архивным материалам, в Бардымском районе работа по развертыванию деятельности общества безбожников шла несколько медленно.
Причин этого, по мнению руководства, было несколько: слабый и политически неграмотный аппарат, отсутствие нужного числа агитаторов из числа нацменьшинств. Недаром председатель райсовета СВБ Нурмухаметов указывал, что «если возьмем русскую затулвинскую часть, то там за месяц до религиозного праздника [Пасхи] начинают готовиться».
Понимая всю меру ответственности Бардымское бюро райкома ВКП(б) требовало активизировать работу первичных организаций СВБ, в частности в русских селах Шермейке, Зязелге, Печмень, Антуфьево, Шабарка, в татарской деревне Сараши с организацией антирелигиозных постановок, игр, плясок в религиозные праздники.
Непосредственными организаторами антирелигиозной деятельности выступили сами руководители партийных и советских органов райисполкома, сельских Советов. Насильственным образом была закрыта Крестовоздвиженская церковь села Шермейка, построенная еще в 1846 году.
Все происходившее описала жительница села Шермейка Муза Кузьмовна, вот фрагменты ее воспоминаний: «Хорошо помню, когда закрывали церковь. Училась во 2-м классе (1931 год, весна). С мамой ходила в церковь в последний день. Наш класс организованно водили переносить церковные имущество в подсобку. В подполье в алтаре много было бумажных денег (красные-керенские). Присутствовала при большом сборе народа, когда снимали крест. Гусев пилил очень долго, охватив покалеченной рукой крест. Тут же участвовал Крылов Иван. Спилил и столкнул. Крест оказался очень тяжелым и ушел глубоко в землю. О колоколах ничего не помню»
Продолжение следует