ТВЕРСКИЕ КАРЕЛЫ: ПОГРУЖЕНИЕ В РОССИЮ
Тверские карелы — личная для меня история, хоть моя семья к карелам не имеет никакого отношения.
Тридцать с лишним лет назад мы впервые приехали в эти места (350 км от Москвы) и стали жить в палаточном лагере на берегу реки Мологи. О карелах тогда мы не слышали. В 1998 году купили дом в деревне и узнали, что деревня — карельская. Нашу соседку Ольгу бабушка в детстве называла Хельгой и говорила с ней по-карельски.
Карелы появились на тверских землях в ходе переселения, начавшегося после поражения России в русско-шведской войне (1610-1617) и заключения в 1617 году Столбовского мирного договора. Массовый исход был спровоцирован действиями властей Швеции в отношении новых подданных, которых пытались насильно переводить из православной веры в лютеранство. От этих притеснений православные карелы искали защиту на русских землях, пустовавших вследствие голода и разорений периода Смутного времени. К 1670 году в Россию переселилось около 25-30 тысяч православных карелов.
Несколько лет назад я зашла в сельпо в одной деревне и услышала, как две бабули говорят друг с другом по-карельски. С того момента я поняла, что хочу узнать о тверских карелах как можно больше. Я стала ездить по карельским деревням, интересоваться историей, снимать портреты карел и пейзажи.
Меня поразило, что за 400 лет с момента переселения с Карельского перешейка в Тверскую область они сохранили язык и культуру, но самое обидное и печальное — в том, что нынешнее старшее поколение — последнее, которое еще свободно говорит по-карельски. То есть через 30 лет карельский язык в Тверской области может полностью исчезнуть.
В 1930-х годах карел в Тверской области было почти 200 тысяч, больше чем в настоящей Карелии. Была объявлена автономия, до 1939 года в школах преподавался язык, выпускались газеты, книги, учебники. Но вскоре политические отношения СССР с Финляндией испортились, и в поддержке карелов усмотрели угрозу. Называться карелом стало неудобно, стыдно. Этот стыд остался до сих пор. Карелы стесняются того, что они карелы. У нынешнего среднего поколения, детей от смешанных пар — частая ситуация, когда папа-русский запрещал маме говорить с детьми по-карельски. Русские и карельские деревни враждовали, в сознании многих карелы были (и до сих пор иногда остаются) людьми «второго сорта».
Моя история — попытка разобраться в том, что осталось от карельской самобытности, осознают ли себя тверские карелы как нацию и в чем это проявляется.
Автор: Екатерина Соловьева