СИНЕМАТОГРАФ. “Храброе Сердце” здорового человека: обзор фильма “Король вне закона”
Кино! Оно переносит нас в другие миры, заставляет иначе чувствовать, меняет нашу точку зрения на некоторые вещи. Мы часто делимся друг с другом впечатлениями после просмотра того или иного фильма, не замечая, что кино уже в нас - и останется там навсегда...
Исторические фильмы — особый жанр
Снимая такой фильм, необходимо нанимать консультантов, тратить миллионы на реквизит, договариваться с властями о проведении съемок, стараться, чтобы все выглядело достоверно и реалистично. Короче говоря, это сложно и дорого. За копейки масштабную картину не снимешь, тот же Бен-Гур в свое время стал самым дорогим фильмом в истории и долгое время таковым оставался. Хотя есть неплохие примеры камерных исторических фильмов — Вальгалла: Сага о викинге с Мадсом Миккельсеном тому пример.
У автора статьи фильмы на историческую тематику всегда были в числе любимых. Пока нормальные дети смотрели мультики и спорили кто круче — Слай или Арни, ваш покорный слуга засматривал до дыр Храброе Сердце, Банды Нью-Йорка и Гладиатора. Было очень грустно наблюдать, как после бума на историческое кино в начале нулевых жанр постепенно оказался задвинут в самый темный угол голливудских закромов.
И вот внезапно, в 2018 году, всеми любимый Netflix выпускает фильм “Король вне закона” (Outlaw King), повествующий о великом шотландском короле Роберте I Брюсе, под властью которого Шотландия получила независимость от Англии. Причем Netflix, в своих лучших традициях, выпустил фильм сразу в сеть, минуя кинотеатры. Странное решение, учитывая нехилый бюджет (120 млн долларов) и актеров первой величины, но они наверняка знали, что делали. После долгих лет исторического воздержания (сериал “Викинги” не в счет), фильм произвел неизгладимое впечатление. Давно на экраны не выходило настолько реалистичных исторических картин, с качественной постановкой и реквизитом.
Если “Храброе Сердце” был “сказкой по мотивам” шотландского восстания конца XIII — начала XIV веков, то “Король вне закона” — это более реалистичный взгляд на те события. Не с точки зрения истории — в двухчасовой фильм при всем желании не получится поместить 20-летнюю борьбу шотландцев за независимость. Разумеется, события фильма выстроены наиболее драматичным образом, чтобы как можно сильнее зацепить зрителя. Но даже в таких условиях аторы умудрились прошерстить архивы и использовать полученные знания для создания реалистичной картинки, где это было возможно.
Например, финальная битва — это нечто среднее между битвами при Лауден-Хилл и Бэннокберне. По времени с смыслу это Бэннокберн — решающая победа шотландцев над войсками Эдуарда II, после которой страна получила независимость. Но по сути и происходящим событиям это битва при Лауден-Хилл, описание которой есть в исторических документах тех лет.
Главный плюс фильма — внимание к деталям
Одежда, оружие, доспехи, внутренне убранство замков, предметы обихода, обычаи — все показано максимально достоверно. Даже всякие странные вещи, вроде обряда с птицами (кто смотрел фильм — поймет) действительно существовали, чему есть письменные свидетельства. После “Храброго Сердца” и прочих “Королей Артуров” аж на слезу пробивает от такого реализма. У автора обзора, как у большого фаната истории с манечкой на достоверность, во время просмотра случился натуральный культурный шок.
Кольчуги, дамы и господа! Наконец-то нам показали адекватный XIII век, когда основным доспехом рыцаря была кольчуга, а оружием — одноручный меч и длинное копье. Никаких вам больше двуручников и никаких голых задниц. Солдаты в кое-то веки юзают щиты, топоры, копья и прочее древковое оружие. Да что там, нам даже баклеры показали! Те самые небольшие круглые щиты, которые использовались в средние века повсеместно и которых вы не увидите ни в одном “историческом” фильме. Они даже шлемы на главных героев одели!
Впрочем, надо сказать, что с экипировкой есть небольшие косяки. Например, кольчуги на героях с какого-то перепугу болтаются, хотя на деле плотно прилегали к телу, закрепленные специальными стяжками. Шлемы некоторых английских рыцарей во время финальной битвы приплыли явно из будущего, а наплечники Эдуарда II скорее подошли бы Леголасу, чем английскому монарху. Но это все капля в море, в основной массе экипировка бойцов и детали окружения выглядят максимально правдоподобно.
То же самое с одеждой. Яркая, чистая и простая на пиру, грязная и окровавленная во время похода. Никаких приталенных пальтишек от Версачи (привет, Игра Престолов) и никаких оборванных лохмотьев — все в соответствии с историческими документами и современными представлениями историков о тогдашней моде. Единственный косяк окружения, который бросился в глаза — зубцы на крепостной стене замка, в котором прятались жена и дочь Роберта. Настоящие, а не декоративные зубцы должны были защищать бойца от стрел, поэтому делались в рост человека. А тут едва до пояса достают.
Бои выглядят как бои, пиры — как пиры, королевская свадьба — как королевская свадьба. Кровища в ближнем бою брызжет во все стороны, а кольчуги спасают (наконец-то!!!) от рубящего удара меча, как и должны. Для пробивания доспехов солдаты используют топоры, копья и дробящее оружие. И только долбанные горящие стрелы, будь они неладны, портят всю малину. Ну да черт с ними, их в фильме не так уж много.
Сценарная работа
С точки зрения сценария прикопаться тоже особо не к чему. Король Роберт, которого сыграл Крис Пайн, вызывает симпатию с первых минут. Он ратует за страну и народ, отличается умом и сообразительностью, проявляет благородство и дальновидность. Серьезно, это едва ли не лучшая роль Криса Пайна в карьере. При этом он ведет себя именно как король. Узнав о пленении жены и дочери, он не бежит героически вытаскивать её из лап англичан, а продолжает планомерно отвоевывать свою страну. Понимая, что договориться с конкурентом за престол не удастся, он без колебаний идет на преступление, чтобы получит власть и освободить Шотландию.
Еще один шикарно сыгранный персонаж — Эдуард II в исполнении британского актера Билли Хоула. Надменный, слабохарактерный, неуравновешенный принц, теряющийся на фоне сильного и жестокого отца — Эдуарда I Длинноногого. Блестящая актерская работа, вне всяких сомнений.
Из остальных героев можно выделить разве что самого Длинноногого, жену Роберта и Черного Дугласа — одного из лучших военачальников короля Роберта. Последний показан немного отмороженным сорвиголовой, но персонажу это к лицу. Все герои сыграны здорово, в роли английского короля у нас тут Стивен Диллэйн a.k.a. Станнис Баратеон. Вообще актеров из Игрищ Престолонаследия тут хватает — отца Роберта Брюса играет Лорд-Командующий Ночного Дозора, Джиор Мормонт (в жизни Джеймс Космо).
Единственный странный сценарный ход произошел в конце фильма. Обойдусь без спойлеров, но такую глупость ни один средневековый монарх бы не допустил. Понятно, что создателям фильма надо было подчеркнуть благородство Брюса, но стоило выбрать для этого другой способ.
Музыки в фильме немного, но даже эта пара треков стоит внимания. Красивые печальные мелодии, начинающие играть в нужный момент, усиливают впечатление от происходящих на экране событий.
Подводя итоги, хочется сказать большое человеческое спасибо Netflix. Они показали, что можно снять качественный исторический фильм, при этом не скатываясь в фэнтези. Вряд ли “Король вне закона” повлияет на киноделов и они вспомнят об историческом жанре, но за попытку — респект и уважуха. Всем любителям истории смотреть обязательно, любителям хорошего кино — тоже. Снимаю шляпу перед Netflix и искренне надеюсь, что это не последний их исторический фильм.
Автор: @rodgan
Публикация: @karavai