СИНЕМАТОГРАФ. Звездные Войны. Наследие Джорджа Лукаса
Кино! Оно переносит нас в другие миры, заставляет иначе чувствовать, меняет нашу точку зрения на некоторые вещи. Мы часто делимся друг с другом впечатлениями после просмотра того или иного фильма, не замечая, что кино уже в нас - и останется там навсегда...
Однажды в далекой-далекой галактике… Почти сакральные слова, не правда ли? Сложно переоценить тот вклад, который Джордж Лукас и его “Звездные Войны” привнесли в мировую культуру.
Это был настоящий прорыв, как с точки зрения технического исполнения, так и с точки зрения тематики. Конечно, Лукас не был оригинален в своих идеях, многое он почерпнул из мировой мифологии, классической научной фантастики (“Дюна” Фрэнка Герберта, “Основание” Азимова) и классики мирового кинематографа (фильмы Акиры Куросавы, Стенли Кубрика, различные вестерны). Но он сумел адекватно все это совместить, щедро приправить своим видением и, что самое главное, вывести получившийся коктейль на большой экран. Последнее стоило ему колоссальных усилий, так как в проект не верили даже сами актеры, о чем не раз упоминал в интервью Харрисон Форд.
Шли годы, и в конце 90-х было принято решение о съемках продолжения. Первый эпизод новой трилогии — “Скрытая угроза” — вышел в 1999 году и оставил после себя весьма неоднозначное впечатление. Многие ругали фильм за детский юмор, использование компьютерной графики вместо привычных для поклонников старой трилогии кукол, плохую игру актеров и скучных персонажей. “Атака клонов” и “Месть Ситхов” (второй и третий эпизоды соответственно) также получили смешанные отзывы. Фанаты вселенной Лукаса разделились на два враждующих лагеря. Одним новая трилогия понравилась, другие её люто ненавидят.
Есть ли в подобной критике зерно истины? Что же, давайте попробуем разобраться. И да пребудет с нами Сила.
Вейдер, Соло, две Звезды
О чем была оригинальная трилогия Лукаса? О борьбе добра со злом, о личном выборе, о силе духа, дружбе и любви. И самое главное — о надежде. Недаром ведь самый первый фильм называется “Новая надежда”. Мотивом надежды пропитаны все оригинальные эпизоды, ведь изначально ничего, кроме надежды, у главных героев нет. Враг в лице Империи кажется несокрушимым. Но герои, благодаря своей воле, умудряются пошатнуть этого колосса, взорвав первую Звезду Смерти и показав тем самым, что надежда на победу есть.
Второй фильм “Империя наносит ответный удар” — сильнейший из старой трилогии, на мой взгляд. Он продолжает тему надежды, но ближе к финалу мотив его становится более мрачным. Теперь балом правят сомнения главного героя, предательство друзей и страх за близких. Но, несмотря на злоключения главных героев, заканчивается картина снова надеждой, так как Лее удается спасти брата и у Повстанцев остается шанс на реванш.
“Возвращение джедая” — самый слабый фильм старой трилогии. Глупости в нем куда больше, чем в первых двух, но это все еще хороший фильм. Кульминация на борту императорского флагмана вышла сильной и наполнена той самой надеждой, о которой говорилось ранее. Люк верит в отца, в то, что в нем еще осталось добро, и, в итоге, его вера воплощается в реальность. Вейдер исполняет пророчество и восстанавливает равновесие Силы, убивая Императора. Повстанцы ликуют, эвоки пляшут, в галактике наступает мир и любовь.
С лирикой разобрались, теперь же — сухие факты. Сюжет оригинальной трилогии прост, как двери, если не сказать примитивен. Типичная история о спасении мира от очередного темного властелина. При этом главный герой — максимально светлый и правильный, а от того скучный до безобразия. Персонажи трилогии архетипичны: благородный герой (Люк Скайуокер), дама в беде (принцесса Лея), обаятельный засранец (Хан Соло), мудрый наставник (Бен Кеноби), злобный и могущественный темный владыка (Сидиус) и, конечно, Вейдер — жестокий, но, в итоге, раскаивающийся антигерой. Короче говоря, история старая, как мир.
Техническое исполнение для своего времени было новаторским, но в 21 веке уже не производит былого впечатления. Бои на мечах тоже не особо радуют глаз, хотя налицо явный прогресс — во втором и третьем фильме они поставлены куда лучше, чем в первом. Стоит упомянуть великолепное музыкальное сопровождение Джона Уильямса. Эти мелодии давно стали культовыми во всем мире.
Теперь же о моем любимом — о глупостях и роялях в кустах. Я не буду упоминать законы физики, так как Звездные Войны — не научная фантастика, а космическая опера. Но вот о проблемах с логикой молчать не стану. Итак, что мы имеем? Криворукие штурмовики, не способные попасть в человека с десяти шагов. И это самая грозная армия в галактике? Ни страха, ни уважения они не вызывают, только недоумение. Главный герой — вчерашний фермер, который спустя пару месяцев тренировок познает джедайский дзен и побеждает матерого Лорда Ситхов. Как говаривал Станиславский — не верю. Броня, которая не спасает от камня, выпущенного из пращи. Огромные боевые роботы, падающие со связанными тросом ногами. Боевая станция размером с небольшой планетоид — триумф имперского военного гения, которую можно взорвать одной-единственной торпедой, пущенной в волшебную, никем из инженеров не замеченную, шахту. Словом, глупостей в оригинальной трилогии хватает с головой. И эти глупости не просто есть — на них строится сюжет. Делает ли это фильмы плохими? Разумеется, нет. Но не стоит считать их непогрешимыми.
Любовь и клоуны
Начнем с лирики. Итак, о чем же новая трилогия? О падении, потерях и разочаровании. На протяжении первых двух фильмов нам показывают, что ведется некая большая игра, разгадать которую герои не в силах. Они могут только плыть по течению, не подозревая, к чему в итоге придут. Ощущение затаенной опасности постоянно витает в воздухе, и туманные намеки представителей Темной стороны Силы постоянно подогревают интерес зрителя. Ну а финальный эпизод — “Месть Ситхов” — пожалуй, самый тяжелый из всех шести фильмов Лукаса. Драматизм зашкаливает, Республика рушится на глазах и судьбы героев ломаются по воле сильных мира сего. Мощный финал, хоть и не лишенный недостатков. Впрочем, о них ниже.
Технологии со времен съемок оригинальных фильмов шагнули далеко вперед, и грех было этим не воспользоваться. Что Лукас и сделал. Мир далекой-далекой галактики показан во всей красе: множество запоминающихся планет, продуманная культура разных инопланетных видов, шикарные пейзажи и запоминающиеся локации. Обилие различных мелких деталей радует глаз.
Сюжет стал намного сложней и интересней. Не понимаю людей, которые обвиняют новую трилогию в излишней политизированности. Нам, наконец-то, объяснили, откуда у происходящих событий (в том числе и в старых фильмах) ноги растут. Разве это плохо? Теперь, вместо примитивного “хороший герой против злобного темного властелина”, мы наблюдаем за борьбой между разными политическими силами, подковерными интригами, масштабными сражениями, эффектными поединками на световых мечах и головокружительными космическими баталиями.
Боевые сцены — это отдельная песня. Поединки на светошашках поставлены просто невероятно круто, у каждого бойца читается свой индивидуальный стиль боя. Сражения в космосе и на поверхности планет выглядят эпично, красиво и разнообразно. При этом войска клонов показаны именно войсками, а не клоунами в броне. Они исправно попадают в противника, используют укрытия и разнообразную технику, разбираются в тактике и стратегии.
Персонажей много — разных, интересных и не очень. Да, главный герой получился не слишком удачно, но только на фоне всеми любимого Дарта Вейдера. Очень уж большой диссонанс вызывает поведение Энакина в “Атаке Клонов” и сцены с участием Вейдера из старой трилогии. С другой стороны, а что вы хотели от подростка? Перед нами не многоопытный владыка-ситх, а чертовски талантливый, но при этом вспыльчивый, эгоистичный и переживший тяжелую утрату юнец. Словом, как предыстория Вейдера, может, и не очень, но персонаж раскрыт отлично, его мотивация понятна и вполне объяснима.
Украшение новой трилогии — канцлер Палпатин, он же владыка Сидиус, будущий Император в исполнении Иэна Макдермида. Сыграно просто блестяще, это один из лучших злодеев на моей памяти: умный, хитрый, терпеливый, изворотливый политик и манипулятор. Который любит демократию, да.
Граф Дуку — еще один отличный персонаж. Элегантный аристократ, отменный фехтовальщик и харизматичный лидер. Во многом это заслуга актера — сэра Кристофера Ли, известного в первую очередь по роли Сарумана во Властелине Колец. Великолепный актер, к сожалению покинувший этот мир в 2015 году.
Технически новая трилогия выглядит замечательно. Да, графика местами топорная. Но важно в первую очередь то, как и для чего она используется. Как было сказано выше, мир получился живым, разнообразным и очень красивым. Основная музыкальная тема осталась прежней, но к ней добавилось много отличных треков от все того же композитора — гениального Джона Уильямса.
Ну, а теперь о недостатках. О “деревянном” главном герое уже сказали. Энакин в исполнении Хайдена Кристенсена — явно не то, чего ждали фанаты от молодого Дарта Вейдера. К тому же главный косяк “Мести Ситхов” связан как раз с ним. Слишком уж быстро он перековался в злодея, в подобную метаморфозу попросту не веришь.
Джа-Джа Бинкс — вот уж кого хотелось запихнуть в шлюз и вышвырнуть в открытый космос. Комичный персонаж, но с годными шутками вышла напряженка — их катастрофически мало. Диалоги… порой во время просмотра возникало желание, чтобы кино было немым, как в 20-тые годы прошлого века. Иначе как ужасными, я их назвать не могу. Впрочем, Лукас никогда и не славился своими диалогами, они примитивные что в старой, что в новой трилогии.
Выводы
Как говорил один известный джедай: “Только ситхи все возводят в абсолют”. Так и с детищем Джорджа Лукаса. И старая, и новая трилогия — отличные развлекательные фильмы, увлекательные и цепляющие. При этом в них порой высказываются умные и глубокие мысли, что выгодно отличает их от обыкновенного попкорнового кинца. Новая трилогия — это закономерное развитие идей старой. Да, спорных моментов в ней хватает, но достоинств в разы больше. Новая трилогия не лучше или хуже — она взрослее. Несмотря на детский юмор, воспринимается она не как сказка, а как серьезная драма. В ней происходят более сложные и масштабные события, больше сюжетных линий и героев. И в ней нет никакого хэппи-энда, потому что Звездные Войны больше не сказка. По степени серьезности они — почти реальная жизнь. А в реальной жизни хорошие парни побеждают редко.
Автор: @rodgan
Редактор: @ladyzarulem
Публикация: @stone
05.09.18