Довлатов. Фильм и автор "Чемодана"
Я не фанат Алексея Германа-младшего. И такие фанаты мне неизвестны. Но фильм участвовал все-ж-таки в Берлинском кинофестивале, художнику-постановщику дали «Серебряного медведя», почему бы и не посмотреть?
Предвзятость негативного восприятия создал, конечно, 1-й канал, назвавший фильм «кинособытием международного масштаба». За много последних лет все, что расхваливалось центральным телевидением, оказывалось практически полным дерьмом. А человек, как известно, в плане рефлексов недалеко ушел от собаки Павлова.
Большинство отзывов положительные. Но чё-то как то не идет в голову ничего восторженного.
Я не увидел ничего острого, даже ничего диссидентского. Я не увидел юмора, которым весьма насыщено творчество Довлатова. Яркому писателю здесь приписали полный набор банальностей и плоских шуток.
Навряд ли человеку, не читавшему довлатовских книг, захочется взять их в руки после просмотра картины.
Может кто-то видит в фильме живописность, точность каких-то деталей эпохи и т.п. качественный кисель. Мне это неинтересно.
С какой-то радости решили, что сербский актер лучше всех вживется в обстановку Ленинграда 70-х годов. На мой-то взгляд, Марич в образе, в который его загнали, больше похож на Фестера Аддамса (фильм «Семейка Аддамс»), чем на представителя питерской богемы.
Ну не то чтобы совсем похож. Фестер много глубже и убедительнее.
Чтобы как-то исправить свое миропонимание, я решил перечитать что-нибудь из Довлатова.
Взял «Чемодан» (сборник рассказов, изданный уже в USA, 1986 года).
Вещь тоже биографическая, но насколько она сочнее. Читать несравненно интереснее, чем смотреть то, о чем писано выше. С улыбкой, с тонкими наблюдениями и пониманиями. Кинематограф в этот раз в пролете.