Салемская охота на ведьм: истерия или намеренная акция?
8 февраля 1692 года доктор в американской деревне Сейлем объявляет, что 3 девочки-подростка находятся во власти дьявола. Так начался процесс салемских ведьм.
Что из себя представлял городок Сейлем? Это было поселение, основанное пуританами – английскими последователями кальвиниста, крайне верующими людьми, живущими невероятно аскетичной жизнью. Поселение было основано в 1626 году. А в середине XVII века в Англии на законодательном уровне было запрещено колдовство. Для пуритан, которые всю свою жизнь сводили к выполнению христианских догм, подобные запреты имели колоссальное значение.
Религиозный фанатизм пуритан привел к тому, что они просто стали перекладывать ответственность за любые беды на темные силы. Пропал урожай, погиб скот, смерть детей – все связывалось либо с происками дьявола, либо с гневом божественным. Тут важно отметить, поскольку пуритане – кальвинисты, они свято верили в так называемую доктрину «предопределения», считая, что каждому человеку еще при рождении уготована судьба либо спасения, либо падения в ад. Таким образом, можно извратить, что коли ты родился ведьмой —- то умереть тебе во грехе предначертано. К тому же они отрицали все атрибуты христианской церкви, например, иконы, святую воду и считали, что приблизиться к спасению (спастись полностью нельзя, т.к с самого твоего рождения Бог решил повезет тебе или нет) можно только молитвой. Против неурожая молитвы, внезапно, не работали, потому находили виноватых – ведьм, против которых молитвы тоже не работали. Оставалось заняться только физическим уничтожением.
В январе 1692 году две девочки 9 летняя Лиззи Пэррис и ее 12 летняя кузина Эбигейл Уильямс подхватили загадочный «недуг»: они издавали жуткие крики, орали, верещали, извивались, в общем, вели себя подобно одержимым. Лиззи была дочерью местного пастора Сэмюела, потому дело сразу приняло серьезный оборот. Естественно, начали думать, что произошло с девочками. Их начали осматривать доктора. Один из них, Уильям Григгс, поставил неутешительный диагноз: в деле были явно замешаны колдовские силы. К тому же, сами пациентки утверждали, что кто-то неизвестный уколол их булавкой и проклял таким образом. Лица они не запомнили, но подозрения пали на служанку Пэррисов – афроамериканку Титубу. Все выглядело вполне логично: она прибыла из Африки, где колдовство распространено, к тому же внезапно нашлись свидетели того, что Титуба рассказывала девочкам про мистические ритуалы.
Пока шло судебное разбирательство, «болезнь» начала распространяться по всему Сэйлему. Другие дети начали тоже вести себя странно. Тогда население города начало думать, что подобную эпидемию не могла устроить одна ведьма – проклятие насылает целая ведьминская группировка. Начались новые аресты и массовая истерия: арестовывали за все подряд. Впрочем, основные обвиняемые выбирались по логичным рациональным (с точки зрения пуритан) причинам.
1 марта 1692 года по показаниям девочку было арестовано три женщины: Титуба, Сара Гуд и Сара Осборн. Титуба была неправильной национальностью, Сара Осборн не нравилась всему городу, а Сара Гуд была нищенкой. Потом арестовали еще четверых: 4-летнюю дочь Сары Гуд, Марту Кори, Ребекку Нёрс и Рэйчел Клинтон. Дочка просто дала показания, чтобы быть поближе к матери, не понимая, что делает; Марта Кори усомнилась в правдивости слов девочек, которые якобы были прокляты, а две последние женщины не были прихожанками церкви.
В мае 1692 года начался суд. Судьей был назначен человек без юридического образования. Главным доказательством служили показания пострадавших о том, что они видели дух обвиняемого, который являлся к ним. Теологический спор вокруг использования этих свидетельств заключался в том, должен ли был человек давать согласие Дьяволу на использование своего образа. В конце концов, сторонники теории, что без согласия человека Сатана не может ничего сделать. Первой жертвой истерии стала пожилая Бриджет Бишоп, которую казнили в июле. Старуха отличалась скверным характером и сварливым нравом, в представлении жителей города она была настоящим воплощением зла. Одним из обвинений в ее сторону стало то, что она носила кружева неподобающие для приличной женщины. Вслед за ней были осуждено еще несколько женщин, в том числе и Сара Гуд. Во время казни она произнесла в адрес священнослужителя следующие слова: «Ты — лжец. Я не большая ведьма, чем ты — колдун. Отбери у меня жизнь — и Господь напоит тебя кровью». Что интересно, проклятие сбылось. Тот священнослужитель умер от кровотечения через рот.
Были казнены 19 человек в общей сложности, в том числе и один 80-летний старик. К нему явились в сентябре и применили к нему так называемую процедуру peine forte et dure. Ее суть заключалась в том, что на подозреваемого устанавливали доску и укладывали камни, постепенно увеличивая давление, что могло привести к смерти. Таким образом из него вытягивались показания. Не вытянули, старик погиб под пыткой, так ничего и не сказав обвинительного в свою сторону.
Массовая истерия сошла на нет, когда в колдовстве заподозрили жену губернатора. Его стараниями город успокоился. Также этому поспособствовал Инкрис Мэзер, глава Гарвардского колледжа, который сказал, что использовать показания двух маленьких девочек в суде плохая идея. Тогда губернатор приказал не использовать видения как доказательства, и аресты были прекращены. В конце концов, в 1692 году все судебные дела по процессу салемских ведьм были признаны незаконными, в 1711 году их жертв полностью оправдали.
Охота на салемских ведьм – до сих пор весьма загадочная акция. По сути, она началась с показаний, весьма смутных, двух маленьких девочек, которые просто указывали на людей и им выносили смертный приговор. И обычно это были люди не очень угодные обществу. Что это было? Массовое помешательство? Спланированная акция по уничтожению неугодных? Болели ли те девочки реально или просто притворялись? Загадок, к сожалению, в этом ужасном деле больше чем ответов.