Церковь. Место собраний и дом Божий
Понятие церковь (лат. ecclesia) вначале обозначало общину верующих (и до сих пор оно иногда употребляется в этом значении). Одним из признаков христианской общины являются регулярные собрания для торжественного богослужения. Но если во времена раннего христианства они происходили в частных жилищах или катакомбах, то в IV веке, после официального признания христианства Миланским эдиктом 313 года, для собраний верующих стали возводить обширные строения, также именуемые церковью.
Развитие церковного пространства определялось необходимостью его организации для проведения служб с их строго упорядоченным действом. Основой главного христианского богослужения (литургии у православных и мессы у католиков) является евхаристия, во время которой хлеб и вино освящаются и, согласно вероучению, превращаются в кровь и плоть Христа. Формулу пресуществления всегда произносит священник, а община участвует в происходящем, произнося установленные слова или молитвы в определенные моменты. Это разделение на служителей культа и мирян должно было найти соответствующее отражение и в архитектуре церкви. Первые церкви строились по типу базилик, самых распространенных в поздней Античности общественных построек. Базилики использовались древними римлянами как торговые залы, помещения для судебных заседаний и пр. Это было прямоугольное в плане здание с обширным центральным залом, обычно разделенным рядами колонн на несколько нефов. Центральный неф завершался округлым выступом. Эта апсида превосходно подходила для установки престола, на котором священнослужитель проводил богослужение.
Пространственная ориентация церкви
К раннему Средневековью восходит традиция ориентировать апсиду на восток. Причина в том, что восход солнца истолковывался как символ воскрешения Христа, к которому обращались во время службы. Поэтому во время таинства евхаристии священник стоял спиной к общине. С целью визуального выделения алтаря на его восточной стороне со временем стали располагать иконостасы и скульптуры святых.
Пространственное разделение священника и мирян
Наиболее значительными церквями Средневековья являлись кафедральные соборы и монастырские храмы. Поскольку здесь апсида должна была вмещать не только алтарь с единственным священнослужителем, но и многочисленный клир, ее расширяли, превратив в прямоугольное помещение с полукруглым выступом, которое стало называться «хор» или «пресвитерий».
Зачастую базилика дополнялась поперечным нефом, расположенным между хором и продольным нефом. В средневековых храмах такая структура приобрела большое значение, поскольку позволяла создать крестообразное в плане строение, тем самым устанавливая связь с важнейшим христианским символом — крестом. Пересечение двух лучей, называемое средокрестием, часто подчеркивалось возведенной над ним башней. В православной церкви крестообразная форма привела к возникновению крестово-купольных храмов.
Расширение хора для растущего числа священнослужителей стало первым шагом к пространственному отделению духовенства от мирян, которое завершилось с введением леттнера — перегородки между хором и средним нефом с одними или несколькими воротами. Сверху находился помост для певчих и аналой для чтения Евангелия — «благой вести» Нового Завета. Туда вела винтовая лестница. Собственно «народный алтарь» с распятием устанавливался перед леттнером.
Схожее разграничение алтарного пространства и остального пространства храма, предназначенного для обычных верующих, сохранилось в православных церквях в виде иконостаса (алтарной перегородки с несколькими ярусами икон).
Вездесущность Христа
Согласно евхаристическому канону, ритуально приготовленные на литургию хлеб и вино превращаются в тело и кровь Иисуса Христа и съедаются верующими. Вскоре после утверждения этого канона возникло стремление особым образом оформить сосуд для хранения запасных Святых Даров для причащения вне литургии. Так в алтаре православных храмов появились дарохранительницы, а у католиков табернакли — небольшие ларцы или ниши в стене либо богато украшенные миниатюрные храмы со священным сосудом.
В архитектуре средневековых церквей постоянно воспроизводился мотив встречи божественного и земного. Именно такую смысловую нагрузку несли устремленные ввысь своды великих готических соборов, не имевших равных в свою эпоху.