Культ неистовства. Празднества Диониса
Одним из самых ярких божеств Античности, без сомнения, можно считать Диониса, младшего из сыновей Зевса. Многочисленные культы и мифы демонстрируют его сходство с богами умирающей и воскресающей природы типа Адониса и Осириса. Потому среди ритуалов поклонения ему центральную роль играли траурные обряды и радостные песнопения, отмечающие его смерть и последующее воскрешение. Дионис как никакой иной бог воплощал оба полюса жизни — веселье и ужас. Театральные представления в конце зимы, а также праздники вина и урожая до сих пор напоминают о культе Вакха, или, как звали его римляне, Бахуса.
Дионис (он же Вакх) не является исконно греческим персонажем, он родом из Малой Азии. В мифах древние греки называли его родиной Фивы, хотя культ его имел фракийское или лидийско-фригийское происхождение. В центре дионисийских культов стояли сам бог и его свита — вакханки, или менады (греч. «безумствующие»). На многих культовых предметах типа масок, ритуальных изображений, сосудов, ваз и чаш и даже на монетах можно увидеть Диониса с бородой и волнистыми волосами, окруженного восторженными почитательницами. Во многих литературных источниках — трагедиях аттических поэтов, в «Теогонии» Гесиода или «Илиаде» Гомера — встречаются упоминания о его происхождении, повадках, отношениях с другими богами, воздействии на людей и смерти.
Мифическое происхождение Диониса
Согласно самому известному мифу, он являлся сыном Зевса и смертной женщины, хоть и царевны. Верховный олимпиец, знаменитый своими бесчисленными любовными похождениями, в измененном обличье проник к Семеле, дочери фиванского царя Кадма, и она зачала от него. Но затем Семела, подстрекаемая ревнивой Герой, пожелала увидеть возлюбленного в его истинном величии и в результате сгорела от молний, в блеске которых явился ей бог-громовержец. Так она очутилась в подземном мире, который долго не могла покинуть. На некоторых античных вазах изображена ее тщетная попытка выбраться оттуда. Хотя беременная Семела погибла, посланец богов Гермес сумел спасти ее еще не родившегося Диониса и вложил его в бедро Зевса. Когда пришло время, Зевс отправился на гору Ниса, распустил швы, и на свет появился Дионис. Он доверил сына божественным нянькам (нимфам), которые и воспитали мальчика, а сами стали прообразом его неизменных спутниц — вакханок.
Культовые празднества: Дионисии, Леней, Антестерии
Ряд аттических культов, связанных с описанной версией рождения Диониса, составили цикл дионисийских празднеств. Начинался он в декабре с сельских (малых) Дионисий, которые по мере приближения сбора винограда отмечались в каждой области процессиями, представлениями и пирами. В январе справляли Леней, городской вариант сельских Дионисий. После Антестерий в марте наступала кульминация: городские (великие) Дионисии. Установленные во времена тиранов VI века до нашей эры, они служили напоминанием о приходе Диониса в Афины. Городские Дионисии длились 6 дней и были праздником весны, основным элементом которого являлись соревнования драматургов и театральные представления (трагедии, комедии, сатировские драмы).
Местом постановки был театр в южной части Акрополя. Из религиозно-культовых обрядов, посвященных Дионису, возник древнегреческий театр. Трагедия (греч. «песнь козлов» — козлоногих сатиров, спутников бога) выросла из дифирамбов, хвалебных песен, прославляющих Диониса и излагающих мифы о его рождении, деяниях и смерти. Хор, стоявший на сцене, пел дифирамбы на фригийский манер, со всей страстью, сопровождая его танцем с быстрыми порывистыми движениями. Комедия (греч. «комодиа» — песня на празднике в честь Диониса) развилась из сакральных песнопений и народных представлений фольклорного характера.
Другой аспект божества чествовался во время Антестерий, трехдневного весеннего праздника. В первый день торжественно снимали крышки с больших глиняных бочек, где хранилось прошлогоднее вино, и чтили память ушедших в царство Аида. Во второй день пили молодое вино, празднуя окончание винодельческих работ. В этот день в театре происходили состязания в винопитии. Третий день был посвящен поминовению усопших: в каждом доме в специальном горшке варилась смесь из стручковых плодов для душ умерших, которые, как считалось, в этот день выходят на землю. Этот праздник цветов («антос» по-гречески значит цветок) демонстрировал тесную связь дионисийского культа с весной, сменой времен года, круговоротом природы, жизнью и смертью.
Эпитеты и атрибуты
Дионис был богом многоликим. Различные его эпитеты связаны с многочисленными вариантами культа. Одним из его самых распространенных культовых имен был Вакх, бог вина и виноделия. Считалось, в этой ипостаси Дионис прогоняет заботы и страдания, сообщает телу здоровье и крепость. Эпитет Лисий («избавитель, освободитель») указывал на его способность поднимать настроение, избавлять от страданий и тоски. Прозвище Загрей («великий охотник») Дионис носил на Крите. Согласно тамошнему мифу, титаны растерзали сына Зевса на 7 частей, поджарили куски и съели их. Жуткое пиршество прервала Афина, сумевшая спасти сердце Диониса. Зевс бросил титанов в Тартар, а Дионис, собранный воедино, впоследствии воскрес.
Хотя в свите Диониса были «гибриды» типа сатиров и силенов — низших человекоподобных божеств с козлиными хвостами, ушами и копытами, — главным образом она состояла из вакханок, или менад. Охваченные священным безумием, эти женщины били в тимпаны, пили кровь растерзанных диких зверей, высекали из земли мед и молоко, вырывали с корнем деревья и сокрушали все на своем пути. Некоторые сцены культа отражают судьбу Диониса Загрея: менады, буйно пляшущие вокруг козла, затем разрывают его и пожирают сырое мясо.
Дионис иногда именовался Неистовым, подразумевая, видимо, весь спектр страсти — от любовного пыла до ярости. «Выход человека из себя самого самого <...> является предпосылкой того, чтобы его наполнил бог. А преисполненность богом именуется энтузиазмом. Можно сказать, что не менады неистовствуют, а «неистовый Дионис» в них. Повелитель и его свита слились в единое целое».
Дионисийское начало: безумие и вдохновение
О неистовстве и мрачном безумии, в которое Дионис мог повергать женщин, рассказывает Еврипид в трагедии «Вакханки» (V век до нашей эры). Действие происходит во время, когда Дионис прибыл в Фивы. С таким же упоением и безудержностью проходили впоследствии римские вакханалии в честь бога вина Бахуса, в основном заимствованные из культа Диониса. В 186 году до нашей эры Сенат даже был вынужден регламентировать проведение вакханалий, которые то и дело превращались в разнузданные оргии. Это восприятие дионисийского культа как опасного и порочного одурманивания преобладало в поздней Античности и Средневековье. Если в Италии в эпоху Возрождения бог вина вновь обрел признание благодаря пышным празднествам и пирам, то в немецкоязычных странах его чествование вплоть до эпохи Просвещения считалось «бессмысленным обычаем языческой древности». С появлением в XVIII веке дифирамбов, застольных песен в форме гимнов, отношение изменилось. Сочинять их не считали зазорным ни Гёте, ни Шиллер, ни Гердер. Настоящим источником вдохновения Дионис стал для романтиков типа Новалиса и Гёльдерлина.