Культ вуду. Боги, зомби и магия
Вуду звучит таинственно и пугающе. Это слово ассоциируется с устрашающими обрядами, кровавыми жертвами, экстатическими танцами, одержимостью и мрачным язычеством. Большинство людей обладает весьма скромными знаниями об этом впечатляющем культе, сплавившем африканские верования с католическими элементами. В настоящее время вуду практикуется в основном в Западной Африке, на Карибских островах и северо-востоке Южной Америки. В свое время он был завезен и в США вместе с африканскими рабами.
В культе вуду отражен жизненный опыт обитателей Западной Африки и Карибских островов. Именно там, где растущая нужда все более тяготит людей, вуду переживает настоящее возрождение. Культ привлекателен в первую очередь для бедняков, но и у части элиты он вызывает надежду на сохранение их привилегий. Для большинства европейцев вуду — пугающая религия, в лучшем случае обеспечивающая вуайеристское наслаждение от созерцания экзотических культовых практик, обогативших сюжеты фильмов ужасов. Вместе с тем глубокие переживания приверженцев вуду от встреч с потусторонним миром зачаровывают многих.
Истоки: народ фон в Дагомее
Культ вуду, ставший государственной религией в современном Бенине, зародился в Западной Африке. Название его восходит к слову «Вудун», имени верховного бога народа фон, компактно населявшего Бенин в XVI-XVII веках. До 1620 года представители этого этноса становились царями легендарного царства Дагомея, простиравшегося от нынешней Ганы до Западной Нигерии. В Дагомее народ фон жил бок о бок с народами эве — предположительно из Нигерии, мина из Ганы или Гвинеи и вторгшимся с севера аджа, представители которого занимали трон примерно с 1650 года. На востоке, там, где теперь находится Нигерия, Дагомея граничила с государством Ойо, основанным народом йоруба. Дагомея платила ему дань, пока в XIX веке сама не покорила Ойо. Ранняя форма вуду возникла, вероятно, у народа фон и постепенно распространилась среди этносов Дагомеи. Французские колониальные власти вместе с католической церковью запрещали вуду, из-за чего этот культ некоторое время существовал тайно.
Две сферы: мир богов и мир людей
В представлениях африканских народов, практикующих вуду, Вселенная разделена на два мира: невидимый мир богов, духов и усопших предков и наш мир видимых явлений и живых людей. Бог Маву некогда сотворил оба мира и их обитателей: вначале — богов, а затем, с их помощью, и людей. После Маву отстранился от всего; до него невозможно достучаться, и он ни во что не вмешивается. Человеку обращаться к нему не подобает, да и бесполезно. Поэтому не существует ни одного храма Маву.
Помочь могут только другие боги, а также предки и духи. Поэтому люди обращаются к ним посредством жертв и ритуалов. Боги частенько завидуют и ревнуют друг к другу, по отношению к человеку они также подозрительны и непредсказуемы. Люди пытаются умилостивить их молитвами и жертвами, чтобы отвести беду от себя и от общины. Наиболее жесток бог кузнечного и военного дела Кокоу. Ранее ему приносили жертвы цари Дагомеи, чтобы смягчить его и в то же время сохранить его силу, помогающую одерживать победы. Победы же им нужны были для того, чтобы захватить побольше пленных, которых они обращали в рабство и продавали европейцам.
Боги входят в людей
Невидимые божества, предки и духи проявляются во время обрядов и «поселяются» в голове человека, ведь там сконцентрирована его энергия. Но когда бог «усаживается» на медиума и, как принято говорить, «скачет» на нем, то душа такого человека выходит наружу. Его телом управляет уже не он, а «оседлавший» его бог. По определенным движениям и манере поведения медиума жрец вуду распознает божественную сущность, которую приветствуют боем барабанов, пением и плясками, после чего подносят ему жертву. Если все свершится к его удовольствию, то бог проявит милость и окажет благое воздействие. Когда он покинет человека, тот ничего не будет помнить, но, как считается, посещение бога его укрепляет и защищает. По этой причине медиум охотно «одалживает» ему свое тело, как бы болезненно и опасно это ни было. Жрец вуду должен следить за каждой деталью обряда, чтобы все происходило в точном соответствии с ритуалом.
Повседневные проблемы: средства и противоядия
По поручению своего «клиента» жрец, волшебник или колдун — или все в одном — может добиться исполнения желаний. Для этого он пользуется различными приемами белой магии или магическими предметами типа фетишей. При помощи черной магии жрец может высвободить и отрицательные силы с целью причинения вреда. Защитные амулеты и обереги в этом случае не помогут. Жертве придется обратиться к жрецу, чтобы найти действенное «противоядие».
Поскольку у культа вуду нет священных книг и развивался он в нескольких регионах параллельно, его разновидности могут отличаться как пантеоном, так и ритуалом. К примеру, жрец Кункель на Гаити сделал фетишем обычный (а затем мобильный) телефон, дабы обеспечить надежную и современную связь с божественными сущностями.
Культ вуду на Гаити
В XVII-XVIII веках цари Дагомеи и Ойо продали европейцам множество рабов. Их увозили в Центральную и Южную Америку. На своей новой родине они практиковали прежние культы, даже если их принудительно обращали в католичество. Так на Гаити возникла, пожалуй, самая известная форма культа вуду. Она достоверно зафиксирована там с XVIII века, временем наибольшего распространения стал XIX век. По некоторым данным, три четверти всех гаитян-христиан ныне являются вудуистами. Здесь также никогда ничего не записывалось, хотя бы из страха перед разоблачением.
Гаитянскому вудуизму присущ налет христианства. Его понятия пронизаны французским влиянием, ведь Гаити принадлежало Франции до 1804 года, когда в результате восстания остров провозгласил независимость. Вероятно, гаитянам христианский бог казался столь же далеким, как их бог-творец Маву, ибо не он помог им избавиться от рабства, а силы вуду.
Гаитянские вудуисты верят, что в человеческом теле находятся два ангела: малый добрый ангел, примерно соответствующий совести, и большой добрый ангел, то есть душа. Как и в Западной Африке, считается, что божественные сущности завладевают человеком во время церемоний, «оседлывая» его тело и временно изгоняя его «ангелов». Боги обнаруживают себя телодвижениями, которые по указанию жреца-хунгана или жрицы-мамбо сопровождаются боем барабанов, песнями, танцами и жертвоприношениями. Жертвы по большей части кровавые (в зависимости от божества на заклание идут куры, козы или быки), причем забивают их особо жестоким способом. Для важнейших божеств в храмах вуду припасены свои реквизиты, например, красивые наряды, украшения и духи для богини любви и красоты Эзили. На Гаити также обращаются к Легбе как к посреднику между мирами, но здесь он мыслится в образе дряхлого старика. Как и в Западной Африке, к самым страшным божествам относят Огу. Вооруженный саблей, он делает непристойные движения и выкрикивает грубости. Еще он пристает к участникам церемонии и упивается крепким гаитянским ромом. Нередко вудуистских божеств почитают в образах христианских святых: так, Святой Иаков представляет Огу, а Мария — Эзили.