Монастыри, храмы и ступы. Места поклонения в буддизме
Уже в добуддийскую эпоху над могилами насыпались курганы или надгробные пирамиды (ступы). Согласно легенде, тело умершего Будды было сожжено, а прах его разделен на 8 частей, над каждой из которых была возведена ступа. Впоследствии ступы стали возводить и над местами, связанными с Буддой, а также над останками святых. В стенах ступ замуровывались личные предметы Гаутамы. В священные места буддизма — место рождения (Лумбини), просветления (Бодхгая), первой проповеди (Сарнатх) и кончины Будды (Кушинагар) — стекаются паломники из всех буддийских стран.
В центре буддийского культа находится почитание ступ. Монахи собираются каждый вечер и трижды обходят ступу против часовой стрелки, затем делают подношение (благовония и цветы), после чего читают гимны в честь Будды. Церемония заканчивается декламацией сутры в монастырском дворе. Миряне обходят ступу в любое время и совершают пожертвования на ее поддержание. Хотя Большая ступа в Сарнатхе является в настоящее время частью археологического парка, ее по-прежнему обходят паломники из буддийских стран, иногда возлагая к ее подножию золото. В прежние времена у ступ устраивали также представления на религиозные темы.
Буддизм рано перенял и переосмыслил старинный обычай поклонения сверхъестественным сущностям, обитающим в деревьях или близ них: так, особо почитается фиговое дерево в Бодхгае. Согласно преданию, под ним принц Гаутама достиг просветления, то есть стал Буддой. Легенда гласит, что каменную плиту у подножия дерева положил сам царь Ашока. Отросток дерева был доставлен на Шри-Ланку и привит, и во многих местах народ поклоняется деревьям бодхи. Верующие ритуально обходят их несколько раз и нередко вешают на их крону цветастые лоскутки — молитвенные просьбы об исполнении желания.
Монастыри и храмы
Изначально в буддизме монастырей не было. Монахи, вынужденные прерывать свои скитания в сезон дождей, собирались в городах, приютах для аскетов, лесах или иных общедоступных местах. Впоследствии в селениях и близ торговых путей для монахов стали строить убежища (вихара) на время дождей. Из этих убежищ и появились первые монастыри.
Позднее обители стали вырубать в скалах. Наряду с кельями они включали так называемые чайтья-грихи — залы с маленькой ступой в апсиде как символом Будды. С распространением махаяны и возрастающей ролью изображений ступы стали украшать скульптурами Будды. Постепенно в некоторых чайтья-грихах не осталось ничего, кроме статуй Будды. Так произошел переход к четырехугольному храму без апсиды. Отдельно стоящие храмы из камня появились в Индии с IV века нашей эры. Ядро храма Махабодхи в Бодхгае относится к указанной эпохе; свой современный вид он приобрел в XIII веке.
Пошатха и пуджа
Распорядок дня монахов задан правилами общины (виная). Сон разрешен только в среднюю треть ночи, тогда как первая и последняя трети отведены медитации, чтению молитв и наставлению учеников. В конце ночи ученик приносит учителю воду для омовения. После этого совершаются поклонение священным изображениям, ритуальный обход буддийского храма и изучение священных текстов. Первую половину дня монахи собирают милостыню. Считается, что пропитание «божьих людей» предоставляет мирянам отличную возможность обрести религиозную заслугу. Собранная таким образом еда потребляется в первой же половине дня. Если монахам хинаяны («малой колесницы», или южной ветви буддизма) разрешена только эта — единственная — трапеза, то в махаяне («большой колеснице», или северной ветви буддизма) разрешается перекусить и под вечер. Послеполуденное время полностью посвящено обучению, медитации и наставничеству.
При пудже, ежедневном молении в храме, на котором могут присутствовать и миряне, монахи читают сутры. Предшествует чтению декламация троичной формулы прибежища и пяти правил добродетели, поклонение трем драгоценностям (Будде, дхарме и сангхе) и подношение цветов. После чтения обычно следует проповедь. Священные изображения в храме каждые две недели омываются водой и украшаются цветами, затем происходит воскурение благовоний, для чего верующие жертвуют лампы, ароматические палочки и пр.
Каждое полнолуние либо новолуние монахи собираются для совместного чтения пратимокша-сутры, когда по установленной формуле перечисляются все возможные прегрешения против норм, принятых в обители. Кто нарушил произнесенное, немедленно исповедуется соседу; в случае тяжких грехов (убийство, распутство) следует исключение из монастыря. Этот день, пошатха, является праздничным: миряне приглашают монахов на трапезу или устраивают ее в монастыре.