Орден «Золотой зари». Современность и оккультизм
В XIX веке усилился интерес к оккультным наукам как реакция на материализм. Различные группы масонов, теософов, спиритов и розенкрейцеров наперебой ссылались на историчность «тайного знания», которое они якобы хранили от забвения. Весьма влиятельным тайным союзом подобного рода был «Герметический орден Золотой зари».
Тайные общества и союзы вошли в моду в XIX веке. В 1888 году подобный союз появился в Англии. Он назывался «Герметический орден Золотой зари» и оказал значительное влияние на прочие тайные общества и современные формы магии и оккультизма.
Основатель «Золотой зари»
Орден, целью которого провозглашалось сохранение западной эзотерической традиции, был духовным детищем доктора Уильяма Уинна Уэсткотта (1848-1925), работавшего в Лондонском анатомическом театре и интересовавшегося оккультизмом. Два других основателя — доктор Уильям Роберт Вудман (1828-1891), удалившийся на покой медик, розенкрейцер и страстный каббалист, и Самуэль Лиддел Макгрегор Мазере (1854-1918), главный маг ордена. Он-то и превратил тайное общество в магический орден со сложными обрядами инициации, которые путем ритуалов вели к различным степеням эзотерического знания.
Сложные ритуалы
Ритуалы и доктрина «Золотой зари» основаны на древнем зашифрованном манускрипте. В этом античном, как утверждалось, тексте содержатся наброски ритуалов древнего тайного общества. В действительности он представлял собой творение современного английского масона, с помощью сложного шифра записавшего ритуальное действо для запланированного, но так и не созданного им тайного общества. На основе этого текста Уэсткотт и Мазере разработали сложные магические ритуалы для посвящения в члены этого герметического ордена и дальнейшего продвижения по его иерархии.
Внутренний орден
На начальном этапе неофиты обучались основам каббалы, астрологии, алхимической символики, геомантии и значению карт таро. Эти курсы «внешнего» ордена не были тайными и охватывали лишь малую часть предполагаемого «тайного знания».
С 1891 года общество начало обучать своих адептов практической магии как эзотерическому знанию. К тому времени руководителем стал Мазере, разработавший пышные ритуалы посвящения, после чего им надлежало пройти пять степеней эзотерического «просветления». Затем их принимали во второй, «внутренний» орден — R.R. et А.С. (Ordo Roseae Rubeae et Aureae Crucis), что расшифровывается как «Орден рубиновой розы и золотого креста».
Тайные союзы и теории заговора
К ордену принадлежали многие известные персоны, например, денди и маг Алистер Кроули (1875-1947), ирландский поэт и драматург Уильям Батлер Йейтс (1865-1939). Ореол таинственности орден сохранил даже после многочисленных внутренних распрей и расколов: этому способствовал слух, будто в самом центре «Золотой зари» есть третий орден, состоящий из «истинных светочей тайного знания». Они якобы неизвестны, и приблизиться к ним невозможно.
Подобные утверждения способствовали возникновению конспирологических теорий в отношении «Золотой зари» и схожих эзотерических союзов. Согласно им, некие «великие посвященные» являются тайными управителями человеческих судеб. Именно они на самом деле стояли у истоков многих религиозных учений, интеллектуальных поисков и художественных течений.
Орден «Золотой зари», хоть и значительно модифицированный, существует и поныне. В 1937 году один из его членов, Израэль Регарди (1907-1985), опубликовал описание всех ритуалов «Золотой зари» как целостной системы, тем самым сохранив учение для потомков.
Магия в век декаданса
После эпохи Возрождения подлинная герметическая, магическая традиция растворилась в естественных науках. Остатками таинственного и мистического занялась психология. Тайные оккультные общества XIX века пытались обрести «высшее знание» путем мистерий и оказывать воздействие на внешний мир и других людей путем магии, что явно из области фантастики. Для этого использовались символические языки средневековых алхимиков и каббалистов и столь же непонятные ритуалы, долженствующие произвести сильное впечатление на несведущих неофитов. Труд французского оккультиста Элифаса Леви (1810-1875) «Учение и ритуал высшей магии», описавшего модную форму магии как бессодержательный набор символических языков различных религий и магических традиций, стал важнейшей основой учения «Золотой зари».