Синагога. Сердце иудейской общины
Синагога — центр иудейской общины. Это греческое слово представляет собой буквальный перевод еврейского сочетания «бет-ха кнессет», что означает «дом собраний». Синагога — не сакральное здание, и ее не следует путать с иудейским Храмом. Она не заменяет его, ведь синагоги существовали уже 2000 лет назад, когда Храм в Иерусалиме еще функционировал. Храм был местом присутствия Бога и поклонения ему, тогда как синагога — многофункциональное строение, где проводятся молитвы, обучение и даже отправляется правосудие.
Древнейшие синагоги датируются I веком до нашей эры и I веком нашей эры. Их руины можно найти в крепостях Гамла на Голанских высотах, Масада на Мертвом море, а также в Иродионе близ Вифлеема. Предполагается, что исходной формой были места собраний евреев в Вавилоне, угнанных в плен после разрушения Храма Соломона в VI веке до нашей эры. Развалины синагог первых веков нашей эры в основном находятся в Галилее и на Голанских высотах. В древнейших синагогах еще не было постоянного места для ковчежца Торы, и лишь позднее для этого была возведена стена, обращенная в сторону Иерусалима.
Архитектура и устройство
Ранние синагоги ориентировались на стиль римской базилики, ставший основой и для христианских церквей. Под влиянием изобразительного искусства римлян в таких синагогах нередко выкладывали роскошный мозаичный пол или украшали стены фресками. Позднейшие синагоги еврейской диаспоры ориентировались на архитектурный стиль, доминирующий в стране их проживания. Так, в Испании строили синагоги с явными мавританскими чертами, в Европе классического и позднего Средневековья — с романскими и готическими элементами соответственно. Современные европейские синагоги, как правило, представляют собой чисто функциональные строения, лишенные каких-либо изысков. В Израиле, наоборот, вновь набирает популярность внутреннее оформление мозаикой, фресками или цветными витражами.
К интерьеру любой синагоги принадлежит ковчежец Торы, расположенный в нише стены, обращенной к Иерусалиму. В нем находятся рукописные свитки Торы, которые вынимают для богослужения и полагают на биму — возвышение, с которого зачитываются священные тексты. За исключением реформистских синагог, для женщин сооружается отдельное помещение в боковом приделе, за занавесью или на верхнем этаже (балконе).
Богослужение
Богослужение в синагоге, в отличие от богослужения в разрушенном римлянами иерусалимском Храме, чисто словесное, без жертвоприношений. Оно требует активного участия верующих. Раввин для руководства службой не обязателен, но обязательным условием является наличие миньяна — группы минимум из десяти мужчин-евреев старше 13 лет. Это число взято из книги Бытия (18:22-33), где Авраам просит Господа спасти Содом и Гоморру. Господь изъявил готовность пощадить города, если там найдется хотя бы десять праведников. Как известно, столько не нашлось, и оба цветущих, но погрязших в пороке города были уничтожены.
Синагогальная служба состоит из чтения Торы и других книг Танаха, а также произнесения молитв. Иногда к этому добавляют толкования и проповедь. Хотя иерусалимский Храм и синагога несопоставимы, связь с разрушенным Храмом сохраняется в синагогальной службе до сих пор. Часы молитв совпадают со временем ежедневных жертвоприношений в Храме, а сами молитвы произносятся с обращением в сторону Иерусалима. Обязательные ежедневные службы — утром, днем и вечером — вошли в состав синагогальной литургии уже в эпоху Мишны. Первые две были приурочены ко времени жертвоприношения утреннего и вечернего тамидов, последняя, очевидно, — ко времени запирания ворот Храма. Хотя молитва как «приношение хвалы устами» не стала заменой жертвоприношения в Храме, она обновляет связь между верующими и Богом.
Чтение Торы
Центральный компонент синагогальной службы — чтение Торы. Согласно иудейской вере, Тора была дана еврейскому народу самим Богом. Один раз в год она читается полностью. По традиции чтения происходят три раза в неделю, а именно в субботу, понедельник и четверг. По этим дням читал Тору уже пророк Ездра после вавилонского плена. В чтении может принимать участие любой еврей мужского пола, а в реформистских общинах и женщины.