Современная охота на ведьм в Африке
Многим культурам присущи представления о ведьмах и колдунах. Вера в эти персонифицированные источники страданий во многом отошла на задний план благодаря науке и просвещению. Однако в странах Тропической Африки дело обстоит ровно наоборот. В последние десятилетия охота на ведьм там переживает своеобразный ренессанс: причины бедствий, нужды и несбывшихся надежд многие ищут в сфере оккультного.
С 1990-х годов страх перед ведьмами и колдунами проникает во все слои общества. И представители среднего класса (городские жители), и сельское население толпами устремляются к знахарям и врачевателям. Родители отказываются от детей, чуть только заподозрят их в колдовстве. Профессиональные футболисты частенько зарывают у ворот амулеты, а их фанаты подозревают вратаря команды-противника в использовании «магических перчаток». Если верить слухам, даже Омар Бонго, президент Габона в 1967-2009 годах, перед принятием политических решений всегда обращался к оракулу.
Магия черного континента
Африканский континент очень неоднороден в этнокультурном плане, оттого форм взаимодействия с незримым миром существует великое множество, для каждого народа или племени свои. Единого представления о ведовстве, утвердившегося в Европе после написания «Молота ведьм» в 1487 году, не существует. Также неизвестен в большинстве африканских культур и жесткий дуализм добра и зла, а значит, мотив «дьявольских козней» не принимается в расчет. Роднят их со средневековой Европой только «последствия» колдовства и магии: болезни, мор, неурожаи, засухи, бесплодие, импотенция или неудача в делах.
Зачастую, чтобы освободиться от злых чар, достаточно совершить обряд, провести череду символических действий, так как для снятия порчи, навета или сглаза породители злых чар не обязательно должны быть идентифицированы или побеждены. Многие африканцы регулярно посещают шамана-врачевателя, сангому, как он называется в Южной Африке. Он является посредником между ведьмой и жертвой и способен нейтрализовать злых духов при помощи ритуальных практик, амулетов или антизаклинаний. При опросе 84% жителей Южной Африки признались, что посещают сангому не реже трех раз в год.
Рост преследований
Новое в Африке — это насилие в отношении «ведьм». В 1990-х годах волна насилия прокатилась по континенту: между 1994 и 1998 годами под предлогом «ведовства» в одной только Танзании было убито более 5000 человек. Погромы прокатились в Кении (с 1992 года), Уганде (с 1995 года), Конго (с 1999 года), Нигерии (с 2000 года). Между 1990 и 2008 годами из-за подозрений в колдовстве в Африке погибло 23 тысячи человек. Некоторые провинции Камеруна и Республика Зимбабве вновь ввели в уголовное законодательство понятие «ведовство». А в Танзании калечат и убивают альбиносов из-за древнего поверья, будто бы их кости и кровь обладают волшебными свойствами. Согласно Управлению Верховного комиссара ООН по делам беженцев, в Танзании в период наводнений женщин и девушек по подозрению в ведовстве преследуют в два раза чаще. В Анголе подобный рост прослеживался в голодные годы. «Ведьмы» и «колдуны» «отдуваются» за все беды: бедность, голод, неурожаи, болезни, особенно СПИД.
Чем роднее, тем опаснее
Жертвами охоты на ведьм становятся те, кто отличается от остальных: ростом, оттенком кожи, цветом волос, пропорциями тела, а также образованием и, что не удивительно, доходом. Обвинения голословные, зачастую они вызваны недружелюбием и завистью соседей или даже родственников (нередко близкие становятся палачами). Присутствуют и региональные особенности. Так, на востоке Тропической Африки жертвами обычно становятся старики, а на западе (например, в Камеруне) обвиняют, наоборот, состоятельных мужчин. В Танзании и соседних странах преследуют женщин, преимущественно из низших слоев. Тесную связь между «ведовством» и родственными узами в Африке социологи объясняют феноменом «родственного стресса». Традиционные нормы поведения требуют от членов клана взаимовыручки, но при растущем социальном расслоении это оказывает на людей огромное давление. Иногда оно выливается в ожесточение против престарелых и безработных членов семьи — «лишних ртов», иногда против зажиточных родичей.
Беззащитные дети
Особенно страдают дети, от которых родители отказываются под предлогом колдовства. В нигерийском городе Экет даже возник приют для таких «детей-ведунов». В одних странах Черного континента подозрение вызывают красивые девочки, которые якобы соблазняют собственных отцов и рожают от них огромных зародышей, в других — сироты с ВИЧ, беспризорники или дети, дезертировавшие из армий местных полевых командиров. Две трети из 25 тысяч бездомных малолеток очутились на улице, после того как их выгнали собственные родители, заподозрив в колдовстве. В Нигерии за последние несколько лет родители выставили на улицу около 5000 своих отпрысков. Истерию подпитывают христианские секты, пропитанные местными верованиями и культами. Их проповедники вещают с церковных кафедр об ужасах колдовства и сулят родителям исцеление их отпрысков посредством экзорцизма. Во время этих ритуалов детей морят голодом, пока у тех не начинается бред, что служит доказательством одержимости. Недавно была арестована примерно дюжина «христианских вождей», среди которых был проповедник, заявивший на камеру, будто убил более 100 детей, признанных колдунами.