Языческие культы. Пляски вокруг золотого тельца
Почитание богов в зверином обличье относится к древнейшим религиозным практикам. Наделяя именем и обликом опасности, угрожавшие его существованию, человек словно бы получал контроль над ними (точнее, иллюзию контроля). Целый ряд животных удостоился религиозного поклонения. Так, бык символизировал плодородие, змея — опасность и хитрость, лев — силу и мужество.
Одной из древнейших форм животного культа был тотемизм, устанавливающий связь рода с тотемным животным, почитаемым как праотец и родоначальник. Раз в год в честь родового животного устраивалось культовое празднество, когда оно забивалось и поедалось всеми членами клана во время торжественной церемонии. Целью празднества было подтвердить происхождение от тотемного животного, укрепить связь между членами клана и обновить чувство коллективной идентичности.
Сокол и шакал: животные культы египтян
К характерным признакам религии египтян относится выраженное поклонение мертвым и конструирование условий собственного пребывания в загробном мире. До нас дошли многочисленные свидетельства почитания божеств в зверином и птичьем обличье. Среди наиболее известных — Хор в виде сокола, Мут в обличье коршуна, Тот в виде ибиса, Хатхор в образе коровы и, наконец, бог мумификации Анубис с головой шакала (или черной собаки).
В египетском пантеоне выделяются Осирис и Исида, впоследствии отождествленные с греческими Деметрой и Дионисом. Осирис относится к типу умерших и воскресших божеств. Миф гласит, что Сет из зависти убил своего брата Осириса, а затем разрубил его тело на множество частей. После этого Исида, сестра и супруга Осириса, отправилась на поиски мужа, отыскала все части его тела и собрала воедино. И тогда бог усопших и бальзамирования Анубис оживил Осириса, и Исида зачала от него сына Хора. Египтяне изображали его, бога неба, в облике сокола; края его крыльев касаются границ земли. Возмужав, Хор отомстил дяде за смерть отца. Если Исиду иногда изображали с атрибутами Хатхор-коровы, то сам Осирис, как правило, не изображался в животном обличье.
В конце IV-III веке до нашей эры на основе синтеза культов египетского Осириса и греческих Зевса, Диониса и Плутона сложился эллинистический культ Сераписа. Этот культ распространился далеко за пределы Египта: через Малую Азию и Грецию он проник в Италию и достиг Рима. Дважды в год устраивались празднества, в ходе которых ритуально воспроизводились сюжеты мифа. Три дня длился пост, сопровождаемый плачем по умерщвленному Осирису, затем начиналось торжество в честь его воскрешения. При династиии Птолемеев в Египте культ священного быка Аписа слился с культом Осириса. Так возник культ антропоморфного Сераписа, которого почитали греки и эллинизированные египтяне. Священный бык Апис, имевший собственный храм в Мемфисе, должен был обладать особыми признаками — иметь черный окрас с белыми пятнами. Умершего Аписа с почестями погребали в подземной галерее (Серапеуме) в Саккаре. Начинался 60-дневный траур, по прошествии которого жрецы приступали к поиску нового священного быка.
Обличья древних богов
Большинство богов были способны принимать животный облик. Так, богиня неба Мут не обязательно мыслилась в обличье коршуна или женщиной с хохолком коршуна на голове, но могла почитаться и под именем Сохмет, в образе львицы. Хохолок коршуна и пестрое одеяние Мут, предположительно, происходят из Фив. Ее супруг, бог Амон, изначально также был локальным фиванским божеством и обычно изображался в виде барана как воплощение плодородия. Впоследствии, по мере возвышения Фив и расширения его культа, он слился с богом солнца Ра.
Неравнодушное отношение египтян к животным вызывало насмешливые комментарии некоторых античных авторов. Так, Геродот в своей «Истории» подробно останавливается на странном обращении египтян с жертвенными животными, которых жрец якобы исследует на предмет их чистоты, прежде чем заклать их. Среди домашних животных больше всего почитались коровы. Поскольку они были посвящены богине Исиде, приношение их в жертву было запрещено.
Библейская сцена идолопоклонства
Последователи Яхве решительно отвергали атрибуты египетской религии. Будучи пастухами и скотоводами, они вели кочевой или полуоседлый образ жизни, и египетские животные культы осуждались ими. Наиболее наглядно это отношение описано в Исходе, второй книге Пятикнижия Моисеева.
В Библии рассказывается, как Моисей взошел на гору Синай, чтобы принять от Бога скрижали Завета. Но из-за его долгого отсутствия народом овладел страх, и люди потребовали у Моисеева брата Аарона сделать нового бога. Из золотых серег он отлил золотого тельца. «И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской! <...> На другой день они встали рано и принесли всесожжения и привели жертвы мирные: и сел народ есть и пить, а после встал играть <...> Когда же он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою...» (Исх. 32:4, 6, 19). Это показало Моисею, что израильтяне еще не усвоили заветы своего Бога, который вывел их из Египта. Именно к этой сцене относится первая заповедь: «Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим». Это означало отказ от культов, практикуемых народами Египта и Ханаана. Одной из главных угроз для единого Яхве был культ Ваала — божества угаритского пантеона. Ему поклонялись в образе молодого быка, олицетворявшего зачатие, плодородие и жизнь. Яхве же не ассоциировался ни с зачатием, ни с плодородием: за ним скрывалась совсем другая сила. Идолопоклонство было связано с земледельческим циклом, на который его последователи пытались оказать влияние кровавыми жертвами и магическими обрядами. А бог иудеев означал разрыв с культами плодородия, несовместимыми с их тогдашним — кочевым — образом жизни.
Обожествление животных в Греции и Риме
У богов греческого пантеона также проглядывает способность к смене обличья. Так, верховный бог Зевс мог превращаться в орла или быка, его жена Гера — в корову, а Афина, будучи богиней мудрости, отождествлялась с совой. Греческий пантеон был населен множеством чудовищных гибридов, помесей человека и животного. Сирены представляли собой смесь птицы и женщины, крылатые чудовища сфинксы имели лицо и грудь женщины, лапы и хвост льва, крылья птицы, кентавры были полуконями-полулюдьми, человекоподобные сатиры были наделены лошадиными (позднее козлиными) хвостами, ушами и копытами.
В центре древнеримского культа Митры, имевшего индоиранские корни, стояло жертвоприношение быка. С I века нашей эры этот культ распространился в восточных провинциях Римской империи и пользовался популярностью до IV века, пока христианство не стало господствующей религией в империи. Эпизод мифа, повествующий о необычном рождении Митры из скалы, был связан с кражей и жертвоприношением быка. Из мертвой плоти быка выросли лечебные травы, а его кровь превратилась в вино, которое во время мистерий выпивалось как священный напиток. Этот акт, однако, представлял собой обряд инициации, а не культ плодородия. Митра у римлян был покровителем воинов. Участие женщин в его культе не допускалось.