mariamayak
7 лет назадБрак и дети в Древнем Египте
Здравствуйте, дорогие читатели!
Мне кажется, тема взаимоотношений мужчин и женщин была весьма актуальна на протяжении многих веков и остается популярной во время модного нынче движения феминизма. И как, если не с Древности отслеживать гендерную проблематику?
Итак, начнем.
Самым древним текстом о браке в Египте было «Поучение Птахотепа», написанное аж в III тысячелетии до н.э. Разумеется, умные египтяне не ограничились одними поучениями в качестве письменных регуляторов брака. В египетском обществе приобретает довольно широкое распространение брачный контракт. Он предусматривал раздельное владение имуществом и являлся констатацией собственности. Избиение супруги не было поводом к разводу, но с рук это тоже не всегда сходило. Жена могла обратиться в суд и потребовать наказания для мужа. Если он перебарщивал с рукоприкладством ни единожды, то женщина могла добиться развода и забрать приличную часть собственности себе. Могло доходить до того, что он лишался даже права на совместно приобретенное имущество.
*
Возрастом вступления в брак для девушки становилось 16-19 лет, для юноши – 20-23 года, но бывали и более ранние браки. Сама брачная церемония включала в себя подписание вышеупомянутого контракта, обмен браслетами или кольцами и переезд невесты в дом жениха. Кстати, в древнеегипетской культуре сохранение девственности до брака не было обязательным. Женщины были вольны выбирать себе партнера, но потом должны были подчиняться ему. Женская измена жестоко наказывалась и могла караться смертной казнью, в то время, как мужская измена максимум приводила к обязательному разводу. Поводом к разводу также могло быть бесплодие или обоюдное решение.
*
Плодовитости древние египтяне уделяли особое внимание. Не было постыдным взять женщину в жены уже с ребенком, это лишний раз доказывало, что она способна к рождению здорового потомства. Дети считались благословением богов. Чтобы дети были в семье, супруги тщательно молились об этом, но если это результата не давало, то им представлялась возможность усыновить ребенка. Каждая семейная пара должна была выкормить и вырастить как можно больше детей, ведь дети были не обузой для родителей, а быстрее даром богов. Что и не удивительно, учитывая весьма высокую смертность при отсутствии качественной медицины.
Рождение мальчика было праздником в семье, поскольку долг сына – достойно похоронить своего отца и заботиться о его гробнице. Но не стоит думать, что рождению девочки египтяне были не рады. По материнской линии велась родословная, поэтому некоторые фараоны закрепляли свою власть браком с дочерью предыдущего правителя.
*
После рождения ребенка для него составлялся гороскоп, который мать носила в специальной сумке на шее. В состоятельных семьях детей воспитывали кормилицы и няньки, потом эта функция переходила к жрецам. Мальчики обучались в храмовых школах, где им делали обрезание, коротко стригли. Девочки обучались дома. Но стоит отметить, что такое образование было доступно только для детей из знатных семей. Школа и воспитание были призваны привести ребенка в мир взрослых. Физические наказания в этом трудоемком процессе считались естественными и необходимыми.
Получившая образование женщина могла врачевать, быть адвокатом и получать плату за свой труд. Необразованные – занимались сельским хозяйством и воспитанием детей. Мальчики же получали профессию своего отца. Также наряду с мужчиной, женщина могла заниматься торговлей.
*
Что касается «личной» жизни фараона, то он имел обычно множество жен и наложниц. Но среди всех выделялась одна женщина – главная жена, великая царица или великая царская супруга. Как и в других государствах, в Египте заключались браки по расчету, по политическим и династическим мотивам, но не исключалась возможность заключения и по любви. Примером такого любовного союза являются Аменхотеп III и дочь жреца, Ти. Она стала его главной женой, а в честь их бракосочетания было выпущено много жуков-скарабеев с описанием торжества. Также для фараона было нормальным жениться на близких родственницах, таких, как сестра, дочь, племянница. Здесь тоже играло роль то, что египтяне вели род по женской линии и правители, желая узаконить власть, женились на своих старших сестрах. Но другие знатные вельможи не могли заключать брак с сестрой или дочерью, это было исключительно привилегией фараонов.
*
Таким образом, в Древнем Египте сложились необычные и интересные отношения между обоими полами. С одной стороны, женщина имела ряд преимуществ по отношению к представительницам других народов. Например, могла отвечать за себя в суде и требовать наказания нерадивого мужа, работать и получать за это плату наравне с мужчиной. С другой стороны, мужчина получал более выгодное положение, большее количество прав. Например, обучение в школе или меньшая ответственность за прелюбодеяние.