mariamayak
7 лет назадБуржуазная мораль в Европе XIX века
Добрый вечер!
Сегодня мне бы хотелось поговорить с вами о буржуазной морали XIX века. Прежде, чем начать разговор, необходимо упомянуть, что мы говорим о среднем классе. Буржуазия, в отличии от высших слоев общества, зарабатывает свой авторитет исключительно деньгами, и родственных или каких-либо других связей с высшим обществом у них обычно не наблюдалось. Однако на фоне этого вечного движения к финансовому могуществу, которое было сопряжено с постоянным трудом и бизнесом как смыслом жизни, для буржуа в XIX веке вдруг становится важной и любовь. Так, в первой трети XIX столетия происходит «революция чувств».
Итак, в общество запускают корни идеи о том, что семья должна строиться в первую очередь на любви. Для молодых людей становятся модными ухаживания, влюбленность. У дам распространяются альбомы, в которых им пишут тексты о любви, а также прочие любовные атрибуты. Заключение брака в буржуазной среде XIX века дефакто предполагает союз по взаимной любви. Но здесь и загвоздка: буржуазия строится на деньгах. И вот какая картина предстает перед нами: по какой причине бы ни был заключен брак, все должны видеть в нем безграничную привязанность обоих супругов не только друг к другу, но и к их детям.
В это время четко формируются различия между обязанностями буржуазных мужчин и женщин. Сфера работы мужчины – общественная, женщины – частная. Он ходит на работу, оставляя семейство дома, тем самым совершая «подвиг». Ведь делает буржуа это исключительно для своей семьи, она – его мотивация во всём. Уходя из дома, мужчина «уносит с собой» семью – у него на шее висит медальон с фотографией жены и детей, а также прядь волос супруги. Тем самым он демонстрирует всю суть своего существования. Возвращаясь в дом, мужчина безумно счастлив, что его встречают крошки-дети и любимая жена.
Женщина в буржуазной семье позиционируется как чистая, верная и главное – любящая свою семью. Провожая мужчину на работу, весь день она проводит в домашних хлопотах и мыслях о своем обожаемом муже. Он – настоящий воитель-защитник-добытчик, который совершает ежедневный героический поступок ради их семьи. Ему тяжело, но он добровольно идет на такие жертвы, ведь дома его ждет не жена, а ангел во плоти! Она всегда в хорошем настроении, сама растит детей, распоряжается хозяйством, а главное, каждую минуту в течение дня думает о супруге, ждет его скорого возвращения, а ему от этого так хорошо!
Официально в такой семье не может быть и речи о изменах или нравственно низком поведении. Дом – место, где тебя любят и ждут. Никаким образом нельзя допустить даже малейшего пятна на безупречной репутации семьи.
Кажется, что перед нами идеальная семья, о которой мечтают и многие девушки XXI века? Не тут-то было! На самом деле за всей этой ширмой «семейного совершенства» скрывалось очень многое. Были измены, секс до брака, избиения жены и детей, но во всем этом важно не попасться. Можно всё, что угодно, если никто не видит и не знает. В результате этого вырабатывается особая буржуазная мораль, заставляющая каждого ее представителя тщательно продумывать шаги, дабы не выходить из образа идеального супруга/дочери/сына. Необходима постоянная демонстрация любви всеми членами любви друг к другу, особенно, мужа и жены. Семейная идиллия – настоящая или показная становится основой буржуазного общества. Неважно, брак по расчету или по любви, нужно изображать самые теплые чувства, выполнять обязанности по отношению к семье (действительно или для чужих глаз), и тогда никаких вопросов со стороны сильно морализированного общества не возникнет.
Таким образом, буржуазная мораль представляет собой некий парадокс высоких моральных норм, заключенных в тиски общественного мнения, основным положением которой является возможность абсолютно всего, если это тщательно скрыто.