mariamayak
7 лет назадГендерные отношения на Руси до принятия христианства. Часть I: Беременность. Дети.
Здравствуйте, дорогие читатели!
Простите, что отсутствовала так долго! Пришло время исправлять ситуацию!
В моем сегодняшнем рассказе ключевыми фигурами являются крестьяне в дохристианский период. Исходя из этого, считаю необходимым сразу предупредить, что все описанное мной в этом посте применимо исключительно к крестьянам и только частично (если вообще возможно) к другим социальным слоям древнерусского общества. Итак, начнем!
В первую очередь стоит отталкиваться от того, на чем строится крестьянская жизнь. Спецификой быта крестьян является то, что их повседневность целиком и полностью зависит от сельского хозяйства, что напрямую связано с природно-климатическими условиями. С середины апреля – самое раннее – начинались полевые работы и заканчивались серединой октября – самое позднее. За эти полгода необходимо было успеть посадить, вырастить и убрать все продукты. Если этого не сделать, то всех членов семьи попросту ждет смерть. Поэтому в крайне сжатые временные рамки необходимо максимально интенсивно поработать, чтобы получить хороший урожай - средства пропитания на следующие полгода. В таких условиях о гендерном разделении труда не может быть и речи. Должны быть подключены к работе как можно больше крестьян. Не обходит стороной это ни беременных женщин, ни маленьких детей. Все, кто способен самостоятельно ходить, должны быть и на пашне, и на сенокосе, и на уборке. Все же есть небольшое разделение, но очень размытое и ничем не закрепленное. Если мужчины нет, то будет пахать женщина.
*
Участие женщины в сельско-хозяйственных работах является обязательным, а это говорит о том, что изначально ее статус не может быть низким - все права были прямо пропорциональны обязанностям. Но за этими же правами и положением в крестьянском мире тянутся далеко не радужные последствия, так как беременная и имеющая малолетних детей женщина тоже должна быть на работах. Для крестьян было намного важнее, чтобы взрослые умелые руки взращивали лен, а не потомство. Дети стояли на втором месте, будучи чем-то приходящим и уходящим в процессе постоянного деторождения. Детская смертность была высока, поэтому в семье не бывало более трех малолетних детей. На этом фоне формируется двойственное отношение к детям: ребенок – ценность, но становится ей только тогда, когда может принести пользу. Дети делились на 2 категории: младенцы и маленькие взрослые. Во вторую категорию входили дети пятилетнего возраста и старше, когда ребенок мог самостоятельно выполнять какую-то порученную ему работу. С этого момента его жизнь уже имеет довольно большую ценность.
Рождение было овеяно в умах крестьян тьмой и связано с нечистыми силами. Беременная женщина вызывала опасения, поэтому процесс рождения должен был происходить вдали от людей. Лучше в лесу. Одной. Если после таких родов женщина была еще в состоянии вернуться в селение и принести живого ребенка, то тут точно было что-то нечистое... Конечно, с течением времени и появлением элементов цивилизации к роженицам стали проявлять некую гуманность. К примеру, им разрешалось рожать в помещении, но обязательно неотапливаемом (без огня) и в сопровождении взрослой женщины. Но не стоит думать, что жизнь женщины стала сильно лучше. Теперь ей «помогала» другая женщина, обычно взрослая, и помощь эта состояла в воспроизведении комплекса мер, направленных на «облегчение» процесса родов. Так, роженица должна была часами ходить по помещению, перешагивая пороги. Практиковалось и следующее: женщину вешают за руки к потолку и раскачивают, или она держится руками за печь, а ее дергают за ноги. В отдельных регионах существовал способ изгнания злых сил с помощью дикого крика мужчины, отца ребенка, в другом помещении.
*
Прямо перед родами членами семьи готовилась рубаха, обязательно ношенная, в которую заворачивали новорожденного. Если девочка – рубаха матери, если мальчик – отца. Пуповину обрезали топором у мальчика и веретеном у девочки. После этого ребенка приносили отцу, от которого зависела его жизнь. Если мужчина принимал ребенка, то тот «входил в дом», если нет, то его выносили за порог. Дальше он не жилец. Матери дается один ночной отдых. Если она родила ночью, то все равно с утра она занимается хозяйственными делами. Делает всё, кроме связанного с огнем.
Если процессу рождения «посчастливилось» выпасть на время полевых работ, то матери приходилось в прямом смысле идти в кусты, опять же одной, и рожать. В этом случае даже никакой взрослой женщины нет в «помощь», потому что нельзя отвлекать рабочие руки непонятно на что. Роженица должна справляться своими силами и, как правило, ребенок не выживал. Так, летние дети крайне редко оставались в живых. Брать ребенка в поле разрешалось только в некоторых регионах, и то, его клали за пределы поля. Поэтому обычно младенца оставляли в хате, где за ним «осуществляли контроль» либо старики, которые не могли ходить, либо малолетние дети, которых еще невозможно было привлечь к работе в поле.
Старики лежали на печи и максимум, в чем заключалась их забота о крохотном чаде – покачать люльку с помощью веревки. Малолетние дети сами нуждались в заботе, и толку от них в деле с младенцами тоже было мало. В рот новорожденному при таких условиях засовывалось специальное приспособление – высушенное коровье вымя с налитой туда водой или молоком. Как ни странно, вода давала больше шансов выжить, чем молоко., потому что на летней жаре оно закисало в этой импровизированной бутылочке и ребенок получал отравление, за чем следовала смерть. Если же новорожденный ребенок волшебным образом умудрялся выжить в данных обстоятельствах - прекрасно. Однако реально выживали только те дети, появившиеся на свет поздней осенью или зимой. Думаю, понятно почему – у ребенка есть шанс быть рожденным не на улице, а у матери есть хоть малейшая возможность уделить внимание грудничку.
*
Три года – время частичного перехода во взрослую жизнь. Мальчик уже был в состоянии сидеть на лошади, а девочка - выполнять элементарные хозяйственные работы. В знак этого дети получают подарки, символизирующие гендерную принадлежность и их род занятий на этот период. Девочка – палочку-хлыстик, чтобы пасти скот, а мальчик – подарки, связанные с лошадью. До пяти лет дети обоих полов делают работу в пределах дома и двора. И как раз-таки в этой ситуации необходимы сказки. Главная их задача – запугать дитя, да посильнее, чтобы не хотелось убегать за двор. Откуда берутся Бабка-Яга, Кощей, Лешие и Водяные? Именно отсюда.
Также, в этом возрасте обязанностью ребенка было поддержание света в хате, т.е. каждые 10-20 минут он должен был умудриться переменить лучинку. Эта на первый взгляд простая операция оказывалась весьма проблематичной и требовала определенных навыков: 3-4 летняя крошка должна была не догоревшую палочку сменить так, чтобы не обжечь пальцы, но в то же время не оставить много дерева даром и успеть ей поджечь новую. Плюс ко всему постоянно необходимо было дуть, чтобы лучинка не пропала просто так. И их этому никто не учил, дети приобретали эти умения в ходе опыта, получая непрерывные подзатыльники, ведь если ребенок ошибется — сгорит не только дом, но и вся деревня.
*
С 5 лет дети обоих полов активно включаются в общие сельскохозяйственные работы. Опять же, никто их не учит, они должны в процессе жизнедеятельности научиться сами. В 12 лет ребенок превращается в полноценного взрослого и во всех сферах жизни коллектива участвует наравне с другими. Также, в этом возрасте он может иметь уже и свою семью, детей. Но об этом поговорим уже в другой раз.
Таким образом, гендерные отношения среди крестьян в дохристианский период были весьма спорными по меркам современных людей. Однако, очень важным является то, что все те обязанности, которые непосильным трудом укладывались на плечи и женщин, и детей, были пропорциональны правам. Если условия жизни для беременных женщин, матерей и малолетних были достаточно суровы, то стоит понимать, что в те времена это считалось абсолютно нормальным и было выработано в результате необходимых мер для сохранения жизни, целостности коллектива.