К конкурсу частушек "Заходи погреться" - Матаня, Семёновна и яблочко
Объявлен конкурс частушек "Заходи погреться" (stihi.io/posts/205324) и мне захотелось немного поразмышлять, а что же такое "частушки"? Просто, в обывательской плоскости посмотреть, что лежит на поверхности такого удивительного явления.
Почему-то вспомнилось из далёкого далёко:
"Мой милёнок, как телёнок,
только веники щипать.
Проводил меня до дома,
не сумел поцеловать".
Естественно, что каждый человек с детства хоть когда-то стыковался с частушкой – случайно на улице, при просмотре старого фильма или, если повезло, на специальном фестивале народного творчества.
И вот один из ответов нарисовался.
Частушку накрепко привязывают к народу, к его возможностям высказаться и показать себя с лучших сторон.
С точки зрения текста, частушка – это произведение стихотворной формы небольшого объёма на четыре строчки с законченным по смыслу содержанием от завязки, кульминации и финала.
Метрический размер – хорей, когда первый, третий, пятый и д.т. нечётный слог ударный.
Например, как в "Зимнем вечере" у Пушкина:
"Буря мглою небо кроет,
вихри снежные крутя.
То, как зверь она завоет,
то заплачет, как дитя."
Почему именно "хорей" принят за основу частушки? Да потому, что "хорей" ещё с древнегреческих времён назывался "плясовым" размером. Ну, а какая же частушка исполняется без дроби женских каблучков?
Основной музыкальный тон частушки – мажорный.
Рифмуют частушечные строчки традиционно по перекрёстной схеме: первая с третьей строкой и вторая с четвёртой.
В частушке допустимо первую и третью строку не рифмовать, но размер должен соблюдаться неукоснительно.
Конечно же, как и везде, есть исключения из правил. Частушка может быть и в размере ямба (каждый чётный слог с ударением) и в более сложном размере.
Особенно это касается "специализированных" частушек с обращением.
Есть большие циклы частушек "Семёновна" или "Матаня".
Вот образец о Семёновне:
"Как Семёновна сидит на лесенке,
да про Семёновну поются песенки.
Ты, Семёновна, баба русская –
Грудь высокая, кофта – узкая".
Вот образец о Матане.
Кстати, "матаня" может быть и мужского и женского рода.
"Ой, Матаня, так не гоже,
то ходить, а то мануть.
Приходи, Матаня, к речке -
при тебе буду тонуть".
В этом варианте показаны вольности, которые отличают классическое силлабо-тоническое стихосложение от "частушечного".
Здесь и "жуткая" глагольная рифма "мануть – тонуть" на "ть" и нерифмованная первая и третья строка.
Так чем отличается частушка – коротушка от стихотворения? На мой взгляд – озорством, на грани допустимых моральных ограничений до + 18.
Матом сказать просто. Мы на нём не ругаемся, мы так разговариваем. А вот высказать сексуальную мысль, коснувшись многих подробностей, но ни разу не употребив матерное слово – это высший пилотаж любой частушки.
Частушка, как лакмусовая бумажка, реагирует на любое изменение в политике и экономике страны, выявляет несуразности общества и выпячивает навязанное уродство не только в отношениях "он" и "она", но и влезает в проблемы извращенцев.
Частушки само собой в жизни поделились на лирические, страдательные и плясовые.
Ярким представителем плясовых частушек будет, конечно, "Яблочко".
Ввиду частушечности текст "яблочко" со времён гражданской войны переделывался сотни раз, начиная от безобидного варианта:
"Эх, яблочко, да на тарелочке!
Надоела мне жена, пойду к девочке!"
И докатился текст до яркой политической раскраски:
"Эх, яблочко, катись парами!
Будем рыб кормить комиссарами!"
А значит, каждой частушке свойственна злободневность. Иначе она перестаёт быть частушкой.
Меняются условия и ценности нашей жизни, язык общения становится богаче, появляются новые оттенки в обществе – и частушка на всё должна среагировать своевременно.
Думаю, всем понятно, что частушка типа:
"Сидит заяц на заборе,
поцелуй-ка ты кирпич.
И кому, какое дело
куда брызги полетят", - никакой ценности не имеет.
Хоть и ритм частушечный, но в этом наборе слов нет юмора, дразнилки, идеи, прибаутки. Нет начала, нет конца, нет истории, как, к примеру, в частушке с милёнком – телёнком или с Семёновной на лесенке.
В общем, это не наш метод и стиль!
Если классики Серебряного века Поэзии Есенин, Блок, Маяковский не стеснялись отметиться в этом жанре, то почему бы и нам "не замахнуться" на такой неисчерпаемый фронт тем и фантазий?
…………………………………………
Я попытался сочинить несколько четверостиший, зацепив разные темы нашей современности.
Вот что получилось:
- В городе, где ни ступи –
виннеры и лузеры.
Тарахтят мне о любви,
но я боюсь абьюзеров!
- На балкон к нам спрыгнул кот –
Видно обознался.
А любовник без порток
чуть не обосрался.
- Алкоголик – дворник наш,
Не узнать тетерю.
Юбка, брошка, макияж –
для ЖэКа потеря.
……………………………………………….
Все эти частушки идут вне конкурса.
…………………………………………………….
……………………………………………………..
Всем удачи, озорства и бесконечной фантазии!
.................................