Анри Матисс: «Танец», 1910 г., холст, масло
Картина была заказана художнику московским коллекционером Сергеем Щукиным, посетившим мастерскую Матисса в 1906 году. И была написана художником в двух вариантах, один из которых находится в музее современного искусства в Нью-Йорке.
Современники Анри, в свое время были удивлены новизной и силой эмоций картин мастера, и нередко это удивление выливалось в прямое обвинение в сумасшествии, как было в Осеннем салоне 1910 года в Гран-Пале, где описываемая картина была выставлена перед отправкой полотна в Россию заказчику.
Художника называли «диким» и термин прижился, положив начало новому художественному течении – «фовизму», основу которого заложил Матисс и его соратники. Реальность, в течении, воспринималась сквозь калейдоскоп, с вызовом, фонтанируя жизнью и движением. Пять женских фигур поглощенных танцем, изгиб тел и грация – больше показывают динамику сюжета, чем статику присущую основной массе полотен.
Зрителю кажется, что картина живая, он словно чувствует вибрации и готов присоединиться к действу. Изображенные танцующие женщины чуть не стали причиной отказа Щукина от заказанной картины. Танцовщицы не пропорциональны, лица не прорисованы, а эмоциональный всплеск передается лишь мазками. Никакого фона, ни одной лишней детали, только процесс.
Уникальной эту картину делает сочетание огромного размера полотна (4 метра) и его лаконичность, оно было написано всего лишь тремя красками! Но, даже несмотря на лаконичность композиции, желание автора зафиксировать мгновение танца удалось в совершенстве.