Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
mercuriosilber
8 лет назад

Моральный нигилизм. Нигилизм: малоубедительные аргументы. Фридрих Ницше

Будучи родоначальником самобытного философского учения, Фридрих Вильгельм Ницше заслуживает особого внимания. И не только потому, что он поставил под сомнение принципы морали, религии, культуры, которые были частью философии жизни в XIX-XX веках. Его идеи о «сверхчеловеке» могли быть фундаментом для национал-социалистической идеологии, а высказывание «Бог умер» послужило поводом, чтобы пересмотреть человеческие ценности на совершенно ином и более глубоком уровне.
О своих работах Ницше говорит как о «большой войне против морали» и она направлена на сами основы нравственности. Его утверждение о том, что восприятие морали ошибочно, очень схоже с таким же утверждением Маркса, что все её высказывания не соответствуют реальности. Кроме того, имеется схожесть аргумента Ницше с апологиями софистов Платона, которые гласят о негативном влиянии морали на развитие человечества или свободы каждого индивидуума. И снова мы сталкиваемся с оспариванием универсальности морали и её применения для «мирного разрешения конфликтов».
Критика Ницше основана на изучении самой истории возникновения и развития нормативов, которая описана в его работе «К генеалогии морали». Исходя из этого, он утверждает, что мораль была создана человеком, а не является совершенно самостоятельным и объективным явлением – эта мысль нам тоже уже знакома из слов Маркса и софистов.
Казалось бы, ничего нового в критике Ницше нет, а его аргументы основаны на апологиях, которые были созданы умами древних философов за десятки веков до его рождения. По мнению Шрёдера, это так и есть, и с ним невозможно не согласится, так как один элемент, присутствующий в критике Ницше под названием «мораль элиты» снова-таки есть не более чем повторение и новая интерпретация конструктивной критики. Суть этой элитарной морали в том, что, как и у софистов Платона, «сильные» или представители элиты имеют привилегии по сравнению со «слабыми». Однако новизна идеи Ницше выражается в релятивности понятий «добро и зло». С одной стороны, добром является для «слабых» такие качества как «сострадание», «справедливость», и т.п. Зло тогда в этом случае есть: «сила», «доминирование», «власть». Но для «элиты» последние понятия, наоборот, являются признаком добродетели, а то, что для «слабых» хорошо – это зло.
Ницше очень детально занимался изучением истоков морали, но эти исследования так и не смогли привести его к какому-либо убедительному результату. По мнению Шрёдера, Ницше не смог защитить свои аргументы. Не были приведены аргументы против самой морали, а лишь объяснения, как, когда и почему возникла эта нормативная система, как она была перенята христианством, какие понятия различаются у разных слоев общества. А элитарная мораль Ницше является не более чем типичным кастовым аморализмом, присущим людям высокого ранга (например, лордам, аристократам и т.п.), так как среди элиты сохраняется нормативное равновесие и такие понятия как «справедливость».
Таким образом, нигилизм Ницше до сих пор не есть тот моральный нигилизм, который отвергает все нормативы и правила.

35
0.327 GOLOS
На Golos с January 2017
Комментарии (0)
Сортировать по:
Сначала старые