Офтальмологи все еще используют 100-летний метод определения цветовой слепоты. Тест Ишихара.
Возможно, вы видели их в кабинете офтальмолога: большие круговые диаграммы, состоящие из цветных точек. Люди с нормальным зрением могут различить число среди точек контрастных цветов. Люди с цветовой слепотой увидят только точки.
Эти обманчиво современные рисунки были опубликованы 100 лет назад японским офтальмологом Шинобу Исихара. Благодаря простоте и точности диагностики, тест Исихара по-прежнему является самым популярным и эффективным способом выявления пациентов с недостатками цветового зрения.
Родившийся в 1879 году в Токио, Ишихара изучал медицину в престижном Токийском Имперском университете по военной стипендии, которая требовала от него службы в вооруженных силах. После окончания в 1905 году он три года работал хирургом в Императорской японской армии, а затем вернулся в университет для прохождения аспирантуры в офтальмологии. В своих исследованиях Ишихара сосредоточился на выявлении и вербовке солдат с превосходным зрением, тем самым повышая общую эффективность вооруженных сил. И это стало особенно важным для Японии, начиная с 1914 года.
Когда Первая мировая война распространилась по всей Европе, Азии и Тихоокеанскому региону, японская армия попросила Ишихара разработать новый способ определения призывников с проблемой восприятия цветоа. Самым популярным методом в то время был тест Штиллинга, разработанный немецким офтальмолог Якобом Штиллингом в 1878 году, в качестве первого клинического испытания цветового зрения. (В тест Штиллинга пациентов просили определить цвета мотков шерстяных ниток или горящих фонарей - полезные навыки для матросов и железнодорожных проводников, но неточный метод диагностики проблем зрения).
Представители японской армии запросили новый диагностический инструмент, который можно будет легко использовать и интерпретировать. Метод Ишихара основывался, как и метод Штиллинга, на принципе псевдоизохроматизма - явление, при котором два или более цвета воспринимаются как один, когда они на самом деле разные. Человек с нормальным зрением может легко увидеть разницу, в то время как люди с красно-зеленой цветовой слепотой, наиболее распространенная форма, не могут отличить эти два противоположных цвета. Люди с сине-желтой цветовой слепотой, менее распространенным типом, будут иметь трудности с определение красного, зеленого, синего или желтого.
Ишихара вручную нарисовал картинки состоящие из маленьких точек разных размеров и цветов. Найти спрятанную картинке фигуру можно только по цвету, а не по форме, размеру или рисунку. Спрятанная в точках фигура была контрастной, её могли видеть только люди с нормальным зрением. В других картинки из этой серии были спрятаны цифры, которые будут видны только людям с недостатками зрения. Когда врачи показывали эти рисунки, пациенты должны были сказать какая фигура спрятана в круге, не требовалось называть их цвета, т.к это могло исказить результат.
Самые ранние наборы пластин Ишихара, выпущенные в 1916 году, были зарезервированы исключительно для использования армией и отображали японские символы на диаграммах. В 1917 году, в попытке продать серию на международном уровне, Ишихара переработал ее, добавил знакомые всем нам арабские цифры, и опубликовал набор из 16 пластин в качестве теста на недостаток цветного зрения.
Тесты были приняты во всем мире, начиная с 1920-х годов, и в итоге превратились в набор из 38 пластин. Но эта популярность почти привела к их уничтожению. Нелегальные издатели печатали свою собственную версию табличек для удовлетворения спроса. Контрафактные тесты были сильно изменены и имели низкое качество печати, это ставило под сомнение эффективность метода Ишихара.
Несмотря на эти препятствия, тесты оказались незаменимыми как для практикующих врачей, так и для исследователей. Ишихара продолжал совершенствовать дизайн и улучшать цветопередачу изображений в конце 1950-х годов, а также занимал пост главы кафедры офтальмологии, а затем декана медицинской школы в Токийском императорском университете. Помимо тестов на недостаточность цвета, он также опубликовал атлас, учебник, лекции и исследования по заболеваниям глаз. Но запомнился он своими цветными диаграммами, которые сочетают в себе искусство и науку.