Прекрасная поэзия средневековья. Кабир
Недавно публиковал стихотворения Руми,
https://golos.io/ru--stikhi/@mikkitezz/prekrasnaya-poeziya-srednevekovya-dzhalaladdin-rumi
и сразу же вспомнил другого не менее интересного представителя восточной мистической поэзии Кабира (1440-1518).
Это очень интересный человек-легенда, его уникальность состоит в том, что он почитается сразу в нескольких религиозных традициях. Он святой в традиции индуизма, почитаем в исламе и занимает особое место аватара в сикхизме.
Кабир в духовных поисках шел особой дорогой и никогда не разделял традиции и ритуалы ни одной из индийских религиозных систем. В его творчестве сочетаются традиции суфизма, индуистского мистицизма и некоторые исследователи находят отзвуки буддистской традиции. Для творчества Кабира присущи все черты мистической поэзии. Его произведения посвящены пути к Богу через отказ от собственного эгоистического Я. Человек, находящийся в духовном поиске может найти Любовь и Бога не в религии и обрядах, а в своих повседневных делах, в любви к Богу, который есть все, что окружает человека.
Творчество его дошло до нас в письменной и устной традиции. Устные стихотворения были собраны в начале ХХ века Рабиндранатом Тагором и переведены на английский, что открыло имя Кабира для европейской публики.
Приведу стихотворение (перевод на русский С. Липкина), которое стало одним из моих любимых: к
Цветущее — увянет, взошедшее - зайдет;
Построенное — рухнет; рожденное — умрет.
Уходят дни, и стала жизнь короче…
Сей мир — вода, а люди — пузыри…
Мы исчезаем, словно звезды ночи
при появлении зари.
(Оно может показаться пессимистичным, но идея его проста: Человеческая жизнь быстротечна, каждое мгновение это вечность, если понимать свое единство с Богом, которые есть ТЫ и все что вокруг!)