«Тёмные века»
Период с V по X столетия в истории Европы принято называть «тёмными веками». Авторство метафоры о тёмных веках, принадлежит поэту эпохи Возрождения Франческо Петрарке (1304-1374), который хорошо знал о чём говорил, так как после окончания Болонского университета по специальности «юриспруденция», получил духовное звание, что дало ему право в 1326 г. быть допущенным к папскому дворцу.
Ф. Петрарка, изучив древние источники, касающиеся историю Римской империи до и после отречения от власти последнего императора Западной Римской империи Ромула Августа в 456 г., совершенно точно определил диагноз состояния начального периода средневекового общества и его последующей деградации.
Данные сравнительного анализ достижений в области экономической и культурной жизни римской империи античного периода с последующим периодом истории развития экономики и культуры с V по Х века, свидетельствуют о полнейшем упадке былой культуры и застое экономики в течение пятисот лет, что стало поводом для Петрарки охарактеризовать это время «тёмными веками» и стать ярым приверженцем возрождения того, что было утрачено человечеством в результате нашествия варваров и вандалов.
Пришедшие в Рим готы, как союзники по охране рубежей империи от набегов соседних племен, со временем стали претендовать на земли империи. Готы, будучи в своей массе неграмотными и, с точки зрения римлян, дикими по сравнению с гражданами империи, не могли по достоинству оценить культурные достижения этой страны. Им были непонятны и чужды философия, науки, риторика, поэзия, архитектура, изобразительное искусство, театр, библиотеки и другие достижения человеческого гения. Всё это оказалось бесполезным для необразованной массы полудиких завоевателей, руководствовавшихся инстинктами и эмоциями. Многое было разрушено и уничтожено, сгорело в пламени войн или в результате оазгула воинствующего невежества и мракобесия вандалов. Отчасти в разрушении империи были виноваты и сами римляне и их императоры, не очень-то заботившиеся о нуждах провинций, а также патриции, идущие на поводу обленившихся плебеев, жаждущих дармовых «хлеба и зрелищ».
Весёлая и праздная жизнь граждан Рима не могла продолжаться бесконечно, да и враги не дремали, выжидая удобного случая для нападения на обессилевшую жертву, неспособную дать отпор набегам диких, но жадных до завоеваний и хорошо вооруженных соседних племён.
Как писали Боэций и Прокопий Кесарийский, жившие в первые десятилетия после отречения императора Августа от власти, военное положение варваров окрепло и пришло в цветущее положение настолько, насколько упало значение военных сил римлян. Усилилась тирания пришлых народов, союзников Рима — скиров, аланов и других готских племен до такого состояния, что стали требовать от римлян раздела земли Италии. Военачальник готов Одоакр начал шантажировать и угрожать смертью императору Рима, вынуждая его отдать третью часть земель во владение готам и обещая за это сохранить жизнь и свободу. Пойдя на сделку с Одоакром, император покрыл себя позором и привёл Рим к падению и забвению на века.
Начался мрачный период правления готов с разрушения центра науки в Александрии, последовавшего вслед за указом императора Юстиниана о запрещении еретической «языческой» философии в Византийской империи, которая имела на Западную Римскую империю безраздельное влияние через государственную христианскую религию.
Однако, некоторые из древних рукописей уцелели благодаря учёным, которые увезли их в южный Иран, где создали библиотеку в городе Гунде-Шахпур, также разрушенную в 639 г., в этот раз арабскими завоевателями. Результатом гонений на любые проявления «языческих» верований со стороны христианской церкви Византии в течение VII-IX веков, явилось постоянное уничтожение древних рукописей, что нанесло такой непоправимый урон интеллектуальному развитию народов Европы, что его последствия ощущаются в науках и искусствах до сих пор.
К счастью для мировой цивилизации, в средние века наука продолжала развиваться в арабских странах, Китае, Индии и прочих государствах, где религия не столь рьяно искореняла светские представления о мироустройстве, как в ортодоксальном христианстве, вознесшемся с грешной земли на небеса и пребывающая там в блаженном состоянии целых пятьсот лет. Только благодаря редким исключениям, — например, в Кордове (Испания), где мавританские завоеватели впервые за многовековую историю Европы открыли в 961 г. арабскую школу с преподаванием астрономии, математики, алхимии, философии и других наук, — удалось частино сохранить востребованные знания, накопленные за всю историю развития человечества. Та школа имела богатую библиотеку, состоящую из книг на арабском, греческом и латинском языках. Подобные школы стали открывать и в других городах Андалусии.
Первые робкие попытки народов Европы снизойти с небес и вновь вернуться на землю относятся к началу XI века, и связаны они с открытием университетов — Болонского (1088), Парижского (1150), Оксфордского (1167), Салернского (1173), Паленсийского (1178), Реджо-ди-Калабрийского (1188) и пр., открывших возможность получить не только теологическое, но и светское образование, что в определенной мере пошатнуло позиции духовенства и дало толчок первым росткам промышленной революции — мануфактурному производству на основе научных методов и технологий.
Корпуса Болонского университета — старейшего в Европе и мире (1088 г.)
В ХII-XIII веках началость стремительное накопление и развитие рост знаний в разных областях. Эти процессы, хотя всё ещё находились под гнётом религии, выражавшеймся в тотальной цензуре и прямых запретах, но вынуждали церковь считаться с новыми явлениями в обществе и признавать ценность и земного бытия, а не только вечного спасесения. Католическая церковь, не в силах более противостоять прогрессу, нехотя пересматривала некоторые догмы, становясь тем самым несколько мягче по отношению к светскому образованию.
Сорбонна — фасад корпуса Парижского университета (1150 г.)
Безусловно, трансформации в обществе являлись следствием обучения прогрессивной молодёжи в первых высших школах и университетах, выпускники которых оказали благотворное влияние на развитие науки, техники и технологии, что привело к изменениям в обществе и трансформации его нравов.
В ХII веке уже было учреждено 13 новых университетов, а в XIII — ещё 26 университетов во многих странах Европы. Медленно, но уверенно, темнота Cредневековья с его и спокойной, размеренной, беспросветной, бедной событиями жизни аграрным обществом, уходит в прошлое, уступая место прогрессу во всех сферах экономики и культуры, а грядущий XIII век ознаменуется не только возрождением по крупицам многого из утраченного в тёмные времена, но и приумножением прошлого опыта новыми открытиями и находками.
Мораль изложенного сводится к тому, что в конце концов, как бы ни отклонялось в своем развитии человечество от рационального поведения, рано или поздно оно может и должно выявить ошибки в развитии общества с тем, чтобы не повторять их в будущем.