Фоновый посыл рекламы
Современный человек находится под постоянным информационным прессингом со стороны рекламы, которая заполонила экраны телевизоров, улицы городов, Интернет и практически все сферы жизни. По статистике большинство людей каждый день видят и слышат от нескольких сотен до 3-х тысяч сообщений, предлагающих те или иные изделия и услуги.
Осознавая, что реклама сегодня уже не пытается удовлетворять существующие запросы общества, а сама же их формирует, многие стараются игнорировать все те товары, которые им навязывают. Вот только проблема в том, что реклама зачастую продвигает не только конкретный товар, но и определённый образ жизни, и содержит ещё множество фоновой информации помимо самого бренда.
Вы наверняка слышали этот классический пример из сферы маркетинга о том, что производители зубной пасты в своей рекламе всегда показывают, что щётку надо намазывать полностью. Хотя в реальности достаточно и гораздо меньшего объёма пасты, такой приём позволяет значительно увеличить продажи. Показательно в этом примере то, что если зритель случайно не успел переключить канал и посмотрел один из подобных сюжетов, то сам рекламируемый бренд он при желании сможет проигнорировать, но визуальный образ того «как правильно чистить зубы» ему, скорее всего, запомнится. И хотя зубную пасту конкретного производителя человек не купил, реклама всё равно добилась своей цели и повлияла на него нужным образом. И вот этот рекламный фон, о котором многие даже не задумываются, присутствует всегда и в любой рекламе.
Далеко за примерами ходить не надо. Во всех крупных городах сейчас висят рекламные постеры очередного сезона ТНТ-шного ситкома Универ. Плакат содержит всего один зрительный образ (изображение «пятой точки» в джинсах) и несколько надписей – название сериала, телеканала, дата премьеры и главный слоган «Учись!». Расшифровать фоновый посыл такой рекламы достаточно просто — «учись задним местом = думай задним местом = живи инстинктами». Что любопытно, эта реклама достаточно правдивая, потому что точно такой же фоновый посыл зрителю несёт и абсолютно вся продукция ТНТ, в чём можно легко убедиться, посмотрев видеообзоры проекта Научи хорошему.
Осознают ли создатели подобной рекламы тот призыв, который они транслируют массовой аудитории? В случае с крупными компаниями и тем более транснациональными корпорациями, а этот видеоролик преимущественно относится к этой сфере, фоновый посыл всегда учитывается, и над каждым кадром работает команда специалистов и профессиональных психологов.
Вот ещё один классический пример из сферы крупного бизнеса. Первоначальный логотип компании Nestle, основанной ещё в середине 19 века, выглядел так: гнездо с тремя птенцами и их мамой. Но спустя столетие, когда мировой бизнес решил контролировать рождаемость (читай «сокращать население»), одного птенца из логотипа пришлось убрать – многодетные семьи больше не нужны. А ведь 90 процентов рекламы на российском телевидении сегодня оплачивают иностранные ТНК, подобные Nestle.
Почти 30 лет назад в США вышел фильм «Чужие среди нас», который на Западе постарались быстро забыть. Здесь мы не будем обсуждать общий посыл картины, он достаточно спорный, но в ней есть замечательный визуальный образ. Главному герою попадают в руки очки, в которых он начинает видеть суть окружающих процессов и всё то, что обычно скрыто за внешней оболочкой. И вот как он воспринимает рекламу.
А теперь предлагаем вам немного потренироваться. Мысленно наденьте такие же очки, как у главного героя, и оцените посыл вот этих рекламных плакатов. Пару лет назад ими была увешана вся Москва, финансировал проект Московский технологический институт, вроде как с образовательными целями.
Желающие могут проверить качество только что подаренных вам волшебных очков, прочитав на сайте статью, посвящённую разбору этой рекламной кампании.
Конечно, многие скажут, что, например, использование сексуальных образов в рекламе отнюдь не служит для них приказом к действию, который они тут же побегут выполнять. И будут отчасти правы. Но ведь и мы ведём речь не о структурном управлении, построенном на командном принципе «сказал-выполнил», а о бесструктурном – когда вокруг объекта управления постепенно формируется такой информационный фон, который будет подталкивать его действовать в нужном направлении. Хотите вы того или нет, но если вам каждый день многократно под разными предлогами показывают сексуальные образы, чем и занимается сегодня реклама, то этот фактор будет стимулировать движение ваших мыслей именно в эту сторону.
Есть ещё один фантастический фильм с ярким визуальным образом, наглядно раскрывающим технологию влияния брендов на сознание аудитории. Это кадры из картины «Москва-2017». Можете считать, что вы снова надели свои волшебные очки и начали видеть, как живут и погибают информационные сущности, которые ещё называют «эгрегорами».
Кстати, один из главных режиссёров и сценаристов фильма «Москва-2017»– генеральный продюсер ТНТ Александр Дулерайн. Это к вопросу о том, осознают ли создатели продукции ТНТ то влияние, которое они оказывают на общество.
А теперь главное, что касается рекламы. В своих предыдущих обзорах, мы неоднократно сравнивали информацию с пищей, так как механизмы влияния на организм и здоровье человека потребляемой еды и информации во многом аналогичны. И там, и там — качество отразится на здоровье – в одном случае на физиологическом, в другом – на психическом; и там, и там -последствия заметны не сразу. Так вот, используя этот образ, можно сказать, что реклама – это насильственное кормление вашего сознания тем, что вы совсем не хотели бы «кушать».
А если рассматривать конкретно телевидение – то реклама, постоянно прерывающая просмотр фильма или передачи, не только продвигает заложенные в неё фоновые смыслы, но и всегда способствуют разрушению целостности восприятия и формированию клипового мышления. До тех пор, пока на телевидении будет присутствовать реклама, вреда от него всегда будет больше, чем пользы.
Поэтому призываем наших зрителей убрать из дома телевизор, в интернете использовать программное обеспечение, блокирующее рекламу, почаще надевать подаренные вам очки, чтобы видеть суть вещей и процессов.