Фотобеседы с профи. Что делать после распаковки фотоаппарата.
Итак, как я и обещала, начинаю публиковать результаты бесед с другом - профессиональным фотографом.
Первая беседа и первые ценные советы для начинающего фотографа, то есть для меня. Первым делом после распаковки новенького фотоаппарата, он посоветовал не бросаться в изучение мануала, а поставить режим съёмки на авто и выйти из дома в поисках сюжетов. Мануал-это, конечно, важно, но главное в начале не потерять интерес от всего многообразия технических сложностей. Сегодня мы поговорили о композиции. И я попытаюсь передать суть нашей беседы и его советов.
Фотография-это изобразительное искусство и главное слово в нём - "изображать". Картина должна нести какой-то смысл, историю. И постигать это нужно не с заучивания технических настроек, а с сюжета. Важно понять, что нам интересно изображать.
Сегодня камеры позволяют получать хорошие результаты в автоматическом режиме. А ещё совсем недавно сделать кадр с правильной экспозицией было нелегко. Так что в самом начале лучше всего снимать в авторежиме и учиться строить композицию. Важно научиться видеть так, как видит камера. Ловить моменты, предугадывать их.
Есть множество статей с правилами композиции в фотографии. Многие, как ты понимаешь, были придуманы под специфичную задачу. А через какое-то время те, кто этого не знали (или специально), начали использовать их во всех жанрах, что стало весьма скучным.
Самое знаменитое правило - правило третей. Придумали это ещё в конце 18 века в живописи, но использовалось редко. Оно применимо практически к любой картине или фотографии. Но многие художники либо не знали его, либо просто пренебрегали - считали скучным. А вот в фотографии "правило третей" стало популярным с появлением большого количества журналов с фотографиями на развороте. Было просто некрасиво помещать важный объект фотографии в центре, где был бы изгиб журнала и фотографов стали учить этому правилу, которое идеально подходило под этот формат.
Мне посоветовали воспринимать слово "композиция" как "компоновка". Не только, как двигать камеру вверх-вниз и влево-вправо, но и перемещать её в пространстве так, чтобы получилась либо сложная многоплановая фотография, где все элементы взаимодействуют друг с другом, либо простая и чистая фотография. Частый элемент фотографии - горизонт. Допустим, выше горизонта чистое небо или облака, а ниже - деревья, люди, здания. Если поместить любой из этих элементов ниже горизонта, фотография будет тихая и гармоничная. Если же любой из этих элементов мы поместим выше горизонта путем перемещения нас в пространстве ниже от той точки, где элементы находились ниже горизонта, то фотография станет громче и намного динамичнее. Насколько выше горизонта поднять или какой высоты и размера будет элемент - решать, конечно, нам и это решит динамику и громкость кадра.
Вернёмся к привычному пониманию композиции. Вот один из любимых примеров моего друга. Эта фотография - одна из самых знаменитых во всей истории фотографии. Арнольд Ньюман фотографировал Стравинского у рояля.
Как мы можем видеть, он сделал множество кадров, выбрал окончательный и даже применил технику, ненавистную многими фотографами того времени - обрезка или изменение пропорций кадра. Этот пример очень яркий и поучительный. Учит не зацикливаться на законах, правилах, а воспринимать их как советы. Разные композиционные приемы мы можем найти и прочитать сами, а вначале мой друг порекомендовал относиться к композиции как к компоновке. Потому что если изначально привить себе внимание к планам, у нас будет преимущество: на следующих этапах изучения фотографии, с работой и с компоновкой планов мы будем "на ты".
P.S. В следующих публикациях я поделюсь с вами основами, как научить себя видеть как камера и развенчаем несколько укоренившихся мифов. Пишите в комментариях вопросы конкретно по этой статье, просто, если есть вопросы и то, о чём вы хотели бы прочитать в следующих.
P.P.S. Подписывайтесь на меня, если вам понравилась статья - впереди будет много интересного и полезного.