Одна из двух известных
Есть у меня одна темка (помимо прочих): американские фильмы сороковых-пятидесятых, в которых отразилась война, но не в качестве основного и грандиозного события, а в качестве дополнительного обстоятельства. В конце сороковых некоторые киногангстеры оказывались бывшими солдатами, какие-то персонажи прошли через концлагеря и так далее. Иногда это упоминалось почти между делом. Например, в одному нуаре полицейский несдержанно дал в зубы скользкому и нервному типу, тот упал, головой стукнулся и сразу помер; он был героем войны, и у него в голове после ранения была не шибко надёжная серебряная пластина. Его нельзя было бить по голове. Вот такой попадос.
Зачем-то я решила собрать подобные фильмы в кучку и поразмыслить. Это чрезвычайно занятно.
Я видела много американских фильмов названного периода (штук, наверное, двести как минимум); сейчас просто усиленно вспоминаю, кто там на ком стоял и как всё это называлось. Все папки хранятся у меня в голове, я всё время что-то туда-сюда перекладываю и иногда теряю. Хорошо быть тем, кто смотрел только "Унесённых ветром" и "Утомлённых солнцем": никогда не запутаешься.
На днях вспомнила фильм Билли Уайлдера "Свидетель обвинения" (1957 года) с Чарльзом Лоутоном в главной роли. Я когда-то из-за Лоутона этот фильм и посмотрела. Ещё там Марлен Дитрих, но к ней я равнодушна.
В "Свидетеле обвинения" персонаж в сорок пятом вывез из Германии одну трофейную немку и на ней женился. Это как раз Марлен Дитрих и была (между прочим, она ему почти годилась в матери - разница в возрасте у актёров была довольно приличная, но против Марлен Дитрих не попрёшь). Прошли годы. Убили одну богатую дамочку. Нашего героя обвинили в убийстве. Жена-немка - единственный человек, который может подтвердить алиби обвиняемого. Однако она начинает вести себя как-то странно...
А дальше я забыла; помнила только, что был в конце сюжетный выверт, который всё ставил с ног на голову. Раньше была у американцев манера завершать детективы титрами "пожалуйста, никому не рассказывайте, чем кончилось". "Свидетель обвинения" - именно из таких фильмов. С недетской неожиданностью.
Чтобы лишний раз не смотреть на Марлен Дитрих, я сунулась за сюжетом в Википедию: убил солдат-освободитель старушку или таки не убил - вопрос принципиальный. Если убила немка - это совсем другой поворот, это в папку "отрыжка антинемецких настроений" или "белокурые бестии".
Википедия, зараза такая, изложила только завязку. Но компенсировала пшик перлом в разделе "Факты", цитирую: "По сюжету они встретились в первый раз в немецком ночном клубе. Кристина работала там певицей. В тот день она была одета в брючный костюм. Один из подвыпивших гостей, открыто высказывая своё желание видеть её ноги, сдёрнул одну из штанин, обнажив перед зрителями одну из известных ног Марлен Дитрих".
Это просто песня. Один из гостей, одна из штанин, одна из известных ног...
"Сдёрнул одну из штанин" предвосхищает "Бриллиантовую руку": брюки превращаются в шорты. (На самом деле солдат, конечно, не сдёргивал штанину, а разорвал.) А вот "одна из известных ног Марлен Дитрих" ввергла меня в пучину горестных размышлений о ногах вообще и об известных ногах в частности.
Между прочим, эпизод с известной ногой советскому зрителю не показывали. Как и следующий, в котором американец становился всё более симпатичен немке, когда он выкладывал кофе, сахар и т.д. (а начал он со жвачки, как сейчас помню). Когда дошло до попкорна, она ему отдалась. Это я наговариваю, попкорна не было.
Размышляя об известных ногах Марлен Дитрих, я вспомнила о цирковом сезоне сериала "Американская история ужасов"; там героиня Джессики Ланж (она же Ланг, она же Лэнг), немка, косит под Марлен Дитрих и считает себя её соперницей. И героине, между прочим, отрезают ноги. Отпиливают! Всё это неспроста. Она хотела быть как Марлен, с известными ногами. Потому-то её и лишили ног (вряд ли это месть за Маресьева). Вот так при содействии Википедии я сделала потрясающее открытие.
Да, а последнюю часть "Свидетеля обвинения" пришлось пересмотреть.
Чарльз Лоутон (он играл адвоката) и Марлен Дитрих (хочется сказать, что она играла ногой - одной левой, - но не возьму грех на душу):