А сдались мне ваши пирамиды!
"А сдались мне ваши пирамиды, построю я себе лучше мастабу" — сказал Шепсескаф и пошел из некрополя своей семьи в Гизе на юг. Прошел он Абусир, Саккару... и не дойдя до некрополя с пирамидами своего прапрадеда Снофру, разбил лагерь и обдумал план постройки. Каждый фараон строился в тени своих предков, либо искал новое некропольское место на свой страх и риск. Неудачи уже были, когда Джедефра ушел строиться на север, а Бака — на юге. Обе пирамиды, вероятно, так и не были достроены. Шепсескаф решил иначе: он не будет строить пирамиду, он построит мастабу. Но не простую, а... огромную!
На фото: вид на мастабу с юго-востока. Рядом с ней пирамида Пепи II из VI династии.
Шепсескаф — последний фараон [~2500 г. до н.э.] IV династии Древнего Царства. Шепсескаф был [вероятно] сыном Менкаура от наложницы или второстепенной жены. Есть версия, что он был женат на своей сводной сестре — дочери Менкаура от главной царицы Хенткаус, что и способствовало его восшествию на престол. Но до сих пор происхождение Шепсескафа и родство с другими представителями IV династии полностью не прояснено. Есть гипотеза о том, что Шепсескаф представлял боковую ветвь династии, восходящую к Джедефра и Бака. Согласно Туринскому папирусу Шепсескаф носил Двойную Корону Нижнего и Верхнего Египта 4 года и несколько месяцев, тогда как Манефон отводит ему 7 лет правления. В Палермском камне упоминается ритуал выбора места для погребения Шепсескафа. Если верна интерпретация сильно повреждённой надписи о жертвах для Менкаура, первый год правления Шепсескафа был омрачён тяжелыми бедствиями, для избавления от которых фараон принес многочисленные жертвы своему предшественнику, Менкаура [точнее, его культу]. Время правления Шепсескафа так же было периодом значительных волнений на религиозной почве. Влияния жрецов Ра всё возрастало со времени Хуфу и Джедефра, а к моменту воцарения Шепсескафа стало настолько существенным фактором внутренней и внешней политики, что правящая династия оказалась заложником воли жрецов. Стараясь оградить личную власть от посягательств жречества, Шепсескаф попытался опереться на жрецов заупокойного культа и на жреческие коллегии других богов, в частности, Птаха. Возвышая жречество Птаха, Шепсескаф надеялся на его помощь в борьбе против жречества Ра.
На фото: предположительно, бюст Шепсескафа [Музей изящных искусств. Бостон]. В разных источниках этот бюст относят к Менкаура или к Шепсескафу, что и неудивительно, так как фараоны IV династии имеют очень схожие черты.
Гробница Шепсескафа располагается в Южной Саккаре, межу Саккарой северной и Дахшуром. От мастабы, а лучше всего, с нее самой, видны пирамиды этих некрополей, а в хорошую погоду — и пирамиды Гизы. Арабское название заупокойного памятника известно как «Мастабат эль-Фараун», что значит «мастаба фараона». Египетское название звучит как Кебеху Шепсескаф («Шепсескаф чист»). Длина сооружения ~100 м. (с севера на юг), ширина ~75 м. , высота 18 метров; стороны имеют наклон около 70°. Одной из основных загадок, пока остающихся без объяснения, является удивительный внешний облик погребения Шепсескафа. По какой причине в этом случае была выбрана форма саркофага или мастабы, а не пирамиды?
Первый, кто стал изучать мастабу Шепсескафа, был Д. Перринг в середине 19-го века. Далее ее продолжил изучать К. Лепсиус в 1843 году.
Первое и полное исследование подземных частей структуры было проведено О. Мариеттом в 1858 году.
Более плотные раскопки были проведены уже в начале прошлого века Г. Жекье, о чем выпустил соответствующий отчет в 1928 году.
По мнению Жекье, новые архитектурные предпочтения объяснялись оппозицией по отношению к гелиопольской традиции. Распространение пирамид вместе с включением имени Ра в царский картуш при Четвертой династии подчеркивает огромное влияние солярного культа на власть монархов. Таким образом, новая форма постройки могла означать обособление царя от гелиопольского жречества.
10 рядов сore-blocks кладки — из красноватого известняка, очень сильно пострадавшего от эрозии по всему периметру сооружения. Такой же известняк был использован в соседней Красной пирамиде Снофру некоторым временем раньше. Из остатков и обломков облицовки у подножия можно сделать вывод, что мастаба была облицована красным гранитом (как пирамида Менкаура) и частично белым турским известняком (как другие пирамиды Гизы).
Вход в подземную систему камер расположена на северной стороне, как и у многих пирамид.
Проход с наклоном 23° ведет вниз под землю.
Нисходящий проход выводит в небольшой вестибюль.
Далее горизонтальный проход выводит нас к запорной системе, аналогичной, что была использована в пирамиде Хуфу.
Порткулисы необычно тонкие. Первая - 16 см толщиной, вторая и третья - около 25 см. Они опущены наполовину и держатся лишь на подпорках из камней.
После порткулис проход опять превращается в галерею, а перед входом в камеру высота вновь уменьшается до стандартной. Непонятно, чем это объяснимо, так как меняется уровень потолка. Ведь это не поздняя доработка, а аутентичная конструкция.
Горизонтальный проход выходит в первую камеру. Камера расположена по оси запад-восток, перпендикулярно проходу. Помещение имеет двускатное перекрытие, стены сложены из больших гранитных блоков. Плоскости стен обработаны плохо.
На многих блоках видны "боссы".
На западной стене имеется проход во вторую камеру. Проход стандартного размера. Необычно то, что он имеет небольшой уклон вверх.
Вторая камера по размерам практически равна первой и сложена из гранитных блоков. Перекрытие двускатное, но обработано под полукруглый свод, как в камере пирамиды Менкаура. Пол в обоих помещениях очень сильно "плавает", и никак не связан со стенами. Это очень заметно в некоторых местах, где пол провалился ниже уровня кладки стен.
На стенах в некоторых местах видны линии разметки уровня пола.
В первой камере из её юго-восточного угла выходит длинный тупиковый проход на юг.
Далее в проходе есть четыре одинаковых помещения по левой стороне, и одно в самом дальнем конце по правой.
Одно из помещений.
Саркофаг, похоже, был выполнен из серого кварцита. Его остатки немногочисленны.
Остатки погребального комплекса сохранились на востоке от мастабы: фундамент погребального храма, стены из кирпича-сырца, остатки дороги и пр. Но сейчас это все занесено песком.
Итак, немного странное решение Шепсескафа строить не пирамиду, а мастабу по тем же технологиям, какими пользовались его предшественники в Гизе, могло быть продиктовано различными причинами. Тем не менее, это грандиозное сооружение впечатляет не менее самих пирамид.