Да пребудет с тобой фотосила или битва титанов
Один из самых больных вопросов, которые тревожат жителей Instagram это что лучше, зеркалка или шикарный смартфон? Какие фотографии лучше? В смысле, чем лучше их делать? Что лучше — отдать 80 тысяч за смартфон-флагман или купить приличную беззеркалку? По мне это такой же дурацкий вопрос, как те, по поводу которых спорят дети: кто сильнее: тигр или акула, Брюс Ли или Шварценеггер? Так и хочется добавить: что более зеленое — деревянное или квадратное? Осмысленность примерно та же. С другой стороны, вопрос «какое фото лучше, мобильное или зеркальное» интересует многих взрослых и обеспеченных людей. Я же сделал для себя неожиданное открытие.
Буквально пару слов, почему я об этом задумался — жизнь заставила. Я бы в жизни не стало думать в эту сторону, но мне нужно было снять видео, я обновил свою зеркалку, а раз деньги плочены, попытаться заодно фотографировать. Что тут сложного? — подумал я. Оказалось, очень даже есть что, но про это в другой раз. Вернемся к вопросу кто кого.
Ложные боги
Вопрос сравнения возможностей мобильной фотографии и возможностей зеркалок в первую очередь взрослых. Большим людям — взрослые игрушки, а цены на камеры и флагманы у нас очень даже взрослые — в районе 100 000 рублей.
Если забить вопрос «что лучше смартфон или зеркалка», можно получить массу ссылок на сравнения разной степени серьезности. От полубезумной технической графомании до вполне серьезных обзоров, где выводы делаются на основании голосования читателей на примере фотографий разных типовых сюжетов (портрет, пейзаж, спорт, дети, макро и т. д.). Я видел замечательный обзор, где сравнивалась топовая зеркалка и 5 флагманов. Так как оценки ставились пронумерованным фотографиям, то не было никакой возможности подыграть своим любимчикам.
Однако, по мере использования камеры и чтения соответственной литературы, выяснилось, что даже такие профессиональные статьи достаточно бессмысленны. Потому что меряют и сравнивают совсем не то, что надо сравнивать. Цветопередача, разрешающая способность, динамический диапазон, размер и шумность матрицы — все это здорово, но немножко не про то. Водораздел, если говорить не про сами фотоаппараты, а про фотографии, проходит не на уровне техники, а совершенно в другом месте. Технические характеристики, как бы их ни было приятно и просто сравнивать, это ложные боги. Ориентироваться надо на что-то еще.
Что-то еще (невидимый признак)
Мобильную и зеркальную фотографию (я отношу сюда и беззеркалки) отличает не техническое, а совершенно другое — человеческое. Эти устройства могут сравняться по пикселям, диафрагмам, размерам матриц и бог весть еще каким параметрам, но они никогда не сравняются установками. Установками тех, кто ими пользуется.
Мобильное фото
Вспоминайте, как рекламируются любые смартфоны. Помимо того, что это интернет, игры, связь и престиж, это еще и фото. А фотография на таких устройствах позиционируется примерно так: вам надо только включить камеру, навестись на объект и нажать на спуск, остальное мы сделаем сами! И выложим это в Instagram. Мгновенно.
И они не врут. Самое трудное — это достать телефон из кармана. Фотографии получаются яркие и красивые. Как в рекламе. Вам совершенно не надо парить мозг настройками, диафрагмой, светочувствительностью, выдержкой, экспопарой и экспокоррекцией, типом источника света и его интенсивностью, высотой, жесткостью/мягкостью и миллионом других параметров. Не забивай этим свою прекрасную голову, как бы говорит нам Samsung, Apple, HTC и другой производитель. И они правы — подавляющее большинство пользователей не хочет ломать голову. Они хотят немедленного результата.
Вся работа мобильного смартфона нацелена на одно — выдать человеку максимально красивый (яркий и контрастный) результат при минимуме усилий с его стороны. Если фотографируешь лицо, желательно еще чтобы кожа была гладкая и сияющая. Небо — синее. А трава — зеленая. И смартфоны справляются на ура. Меня как-то сфотографировали ночью из соседней комнаты, в которой горел свет. Уточню: в помещении, где находился я, было темно. Казалось бы, ничего хорошего не получится. Я был уверен, что получу темную, шумную картинку, в которой меня будет нельзя опознать. И ошибся.
Это было неплохое фото, на котором совершенно очевидно был я, а не кто-то другой. С правильным цветом лица, в правильного цвета футболке, со стеной нужного цвета и правильного оттенка. Единственное, к чему можно было придраться, так это к тому, что все изображение было изрядно размыто — зато без шумов. Если не думать про пиксели и детализацию, то результат был отличным.
Все это стало возможно благодаря математикам и инженерам Samsung, которые творят с данными, попавшими на мааааленькую матрицу телефона чудеса. Своими алгоритмами они смогли вытащить картинку из почти полной темноты. И сделали ее максимально привлекательной.
Правда она стала совершенно не похожа на то, что было на самом деле. Если бы камера честно фиксировала реальность, это был бы темный силуэт в темной комнате. Вместо правды я получил то, что мог бы увидеть, если бы. Это важно, запомним этот момент.
Зеркалка и ее результаты
Полупрофессиональная техника таких монстров фотографии как Canon, Nikon, Fuji и Olympus предполагает совершенно другой подход.
Вам придется, особенно если вы имеете дело с более дорогими камерами, все делать вручную. Там тоже есть предустановленные режимы «Портрет», «Дети», «Пейзаж», «Движение», но предполагается, что хозяин камеры будет все делать вручную. Выбирать объектив, задавать экспозицию, думать над тем, какой кадр должен быть.
В последнем предложении ключевым словом является слово «думать», а не «экспозиция». В мобильной фотографии думать совершенно не нужно. Помните? — «наведись и щелкни». В случае с полупрофессиональной техникой голову поломать придется. Как минимум над тем, какой свет на площадке, что произойдет в кадре, если использовать эти параметры, какая оптика лучше подойдет и др. Такая съемка предполагает ответственную и вдумчивую работу. Да, ее существенно облегчают поворотный экранчик и гистограмма, но все равно надо думать.
И ожидаемый результат в этом случае — не «хороший», а «то, что я хочу». Если мобильное фото выдает отличную картинку (так, как представляет себе «отлично» смартфон), то профессиональная фототехника выдаст то, что вы настроили. Настройки камер дают возможность получить то, что хотите именно вы. Если вы хотите получить темный силуэт в темной комнате, подсвеченный по краю, то вы это и получите (если сможете, конечно). Никакого «само» тут не будет. А если вдруг будет, то это Ватерлоо.
Сейчас мы их сравним!
Именно этим отличаются камеры. Не техническими параметрами, а как с ними будут работать. Отношением и использованием. Установками. Не в камере, а в голове хозяина.
Если держать это в уме, то станет понятно, что существует не 2, а 3 вида пользователей. Помимо приверженцев мобильного и профессионального фото есть еще те, кто купили серьезный аппарат, а хотят получать результат как в мобильном фото — одним движением пальца. Это приводит к тому, что купил камеру за 50-100 тысяч, они снимают в автоматическом режиме и постоянно недовольны результатом. И это понятно. Откуда взяться хорошему результату? Если вы пользуетесь зеркалкой как мобилой. Хорошо, если не пытаетесь ею звонить.
А технические детали почти бесполезно сравнивать. Недаром, тест, о котором я упоминал вначале показал, что большинство опрошенных (а их было больше 6000) не смогли отличить какие фотки сделаны на Canon Mark III, а какие на iPhone/Samsung/Huawei. Если снимать топовым Canon автоматически, то результат будет совершенно обычным.
Что же делать?!
Выбирать камеру следует не по ее техническим параметрам, а исходя из того, что вы собираетесь с ней делать. Как много сил вы готовы отдать фотографии. Если вам надо получить просто яркие, контрастные фотки, чтобы не забыть, что вы были у этой пальмы (Эйфелевой башни), то смартфон — самое оно. Тем более, вы сможете с него еще сидеть в интернете и слушать музыку. А если вам нужна конкретная картинка, и вы готовы заплатить за это деньгами и временем, потраченным на съемку и обучение, то у вас нет выбора.
Только если понимать эти моменты, не разочаруешься покупкой. Не будешь ждать от смартфона того, чего он тебе дать не может, и не станешь обижаться на недодавший тебе Canon/Nikon. Отдавайте себе отчет в своих действиях.
Кажется, у меня получилось то, чего теперь почти не встретишь — длинный, 100% авторский текст. Как приятно быть расточительным, однако!
Лицензия CC0 Creative Commons