История одной песни или "музыкой навеяло"
На днях у нас на работе девчонки составляли что-то вроде "романтического сборника музыкальных композиций всех времён и народов". Ну, по аналогии с серией "Romantic collection" в 90-ые годы, если кто помнит. В числе прочих, в свой сборник они включили и композицию Кейт Буш "Army Dreamers" из альбома "Never for Ever", выпущенного в 1980 году легендарной британской звукозаписывающей компанией EMI, на той самой студии "Эбби Роуд". Песня действительно звучит завораживающе красиво, но вот текст её совсем не романтический. Я посоветовал девчонкам найти и почитать его перевод в этом интернете. Так, в порядке общего развития.
Сам я не являюсь таким уж большим знатоком творчества этой потрясающей певицы, но вот её альбом "Never for Ever" знаю буквально с детства. Дело в том что это единственный из альбомов Кейт, который совершенно легально продавался в СССР! Это был болгарский лицензионный диск. Так и написано было "Никогда навсегда". А песня, о которой идёт речь, располагалась на второй стороне диска под названием "Солдаты - мечтатели". Трудности перевода, чё.
В свободной продаже лично я эту пластинку не встречал, но на "Туче меломанов" её можно было совершенно спокойно приобрести за 10 руб (при гос. цене 3.50). Болгарские и югославские лицензионные диски никогда не ценились в СССР слишком дорого. Для сравнения: настоящие "фирменные" британские и штатовские пластинки могли стоить в разы дороже. За какой нибудь "Rubber Soul" в конце 80-ых просили 40-50 руб, за хэви-метал типа "AC/DC" или "Ассеpt" - до 100 рублей, двойной винил "The Wall" Пинк Флойд мог стоить и все 120. Самая дорогая пластинка на моей памяти - это "London Calling" группы The Clash - её купили за 200 руб! Почти две месячных зарплаты инженера, если что. Сегодня, когда целый альбом можно бесплатно скачать буквально за несколько минут, в это очень трудно поверить, но тогда было другое время. И меломаны тоже совсем другие.
Вернёмся однако, к Кейт Буш и композиции "Army Dreamers". Вернее, к тексту. Суть его в следующем: мама едет на военный аэродром встречать самолёт почтовой службы британских войск, который везёт домой её сына. Вернее, его тело "в оловянном ящике". Текст пронизан горьким сарказмом. "Теперь он лежит в своей холодной яме, так дайте моему герою побольше ваших звёздочек и ленточек... Дайте ему значков и бантов"... (Речь идёт о британских военных наградах).
Аранжировка и оформление песни сделаны в духе прогрессивного рока 70-80 гг. Внимательный слушатель легко различит щелчки ружейного затвора, которые звучат на протяжении всей композиции. Припев написан на шикарном контрасте мужского бэк-вокала и пронзительного сопрано Кейт, от которого сжимается сердце.
"Он мог бы стать рок-звездой" - "Но у него не было денег на гитару". "Он мог бы стать политиком" - "Но у него было надлежащего образования". "Он мог бы стать отцом" - "Но ему было только двадцать лет..." Кстати, самой Кейт, которая является автором и музыки, и слов, на тот момент тоже едва исполнилось 20 лет, что просто потрясает. Уже позже я прочитал, что в британской прессе про неё тогда писали, что она пишет, "как седой менестрель".
И ещё одна вещь удивляет меня. На момент начала продаж пластинки "Never for Ever" в СССР, из Афганистана уже вовсю возвращались такие же мальчики - "мамины герои" в цинковых гробах. Как советская цензура не усмотрела явных параллелей и не только не отправила Кейт Буш в список "запрещённых групп и исполнителей", но даже разрешила свободную продажу пластинки - загадка.
Впрочем, после "Never for Ever" другие пластинки Кейт Буш в СССР больше не продавались. Однако ж, и одного альбома хватило, чтобы в нашей стране появились десятки тысяч поклонников этой неординарной певицы, композитора, поэта и режиссёра, которая до сих пор продолжает удивлять слушателей своими волшебными творениями.