Сериалы против большого кино
Размышления на тему нынешней роли сериалов и полноформатных фильмов давно занимают меня, а в какой-то момент, услышав схожие с моими мыслями высказывания других людей, я наконец решил написать об этом.
При этом, несмотря на заголовок, я все-таки не считаю, что тут можно говорить о каком-то реальном противоборстве сериалов и большого кино. Речь скорее о смещении некой парадигмы.
До определенного времени было принято считать, что сериал – это что-то вроде младшего брата большого серьезного кинематографа. Более поверхностный, менее готовый к серьезному высказыванию. Формат сериала более массовый, более подходящий для не слишком вдумчивого просмотра. Но в какой-то момент начались изменения, которые продолжают происходить прямо сейчас. А именно смещение большого кино в сторону чистого развлечения, увеличения количества «попкорновых фильмов», в то время как бюджеты сериалов стали расти, в них начали появляться крупные актеры и, внезапно, именно в формате сериалов возникло место для того самого, авторского высказывания.
На мой взгляд, основная причина сложившейся ситуации – это неготовность крупных студий к экспериментам. Большое кино сегодня – удовольствие не из дешевых, а риски высоки. Чтобы отбить вложенное, нередко приходится действовать в рамках шаблона. Отыскав успешную нишу, как например студия Marvel со своей супергеройской вселенной, создатели продолжают повторять один и тот же работающий шаблон, до тех пор, пока он продолжает приносить прибыль. И я не хочу сказать, что развлекательное кино это нечто плохое, я считаю, что должно быть место разному кино, но тем ни менее перекос сложно не заметить.
Сериалы же все еще остаются более свободными для экспериментов и рисков. И конечно, в них тоже существует подход, когда корову доят, пока она не издохнет, однако появляется все больше сериалов, наполненных теми смыслами, которых большому кино теперь так не хватает.
Многие сегодня говорят о кризисе идей, о бесконечных ремейках, перезапусках и ненужных сиквелах, но я как раз-таки думаю, что дело тут не в отсутствии новых идей, а именно в неготовности эти свежие идеи реализовывать. Ремейки появляются из желания повторить успех оригинала, либо презентовать когда-то успешную картину для молодого зрителя под новым соусом, но куда чаще получается, что ремейки не делают оригинал лучше, скорее наоборот.
Что будет в будущем сказать трудно. Сейчас на наших глазах большое кино все больше трансформируется в аттракцион, куда люди приходят, чтобы просто расслабиться и весело провести время. Зрители голосуют рублем и это легко заметить, приходя в кинотеатр и видя, что на сеансах очередного «Форсажа» или «Трансформеров» полные залы, тогда как каком-нибудь «Молчании» Скорсезе залы пустуют.
Сложные высказывания и комплексный подход к деталями в фильмах стали слишком рискованным делом и, похоже авторы, желающие эти высказывания сделать уходят в сериалы.
Вот такие размышления. Не хочу давать оценку насколько это плохо или хорошо, но буду рад услышать ваши мнения на этот счет.
В следующий раз я бы хотел поговорить сразу о нескольких вещах. Рассмотреть видеоигры как один из видов искусства и в целом высказаться на предмет объединяющих факторов в играх, фильмах и книгах.